Государственное бюро расследований считает основной причиной катастрофы самолета Ан-26 Вооруженных сил в Харьковской области незаконное разрешение на взлет самолета конвейерным способом.
Об этом говорится в сообщении пресс-службы ведомства.
Указано, что во время досудебного расследования специалисты Главной инспекции Министерства обороны провели техническое расследование катастрофы, выводы которого подтверждены экспертным путем.
Следствие установило основные причины трагедии:
незаконный допуск к полетам в составе экипажа курсантов, которые не завершили соответствующую программу подготовки;
незаконное предоставление руководителем полетов разрешений на посадку-взлет самолета Ан-26Ш "конвейерным" способом;
непредоставление руководителем полетами практической помощи неподготовленному экипажу при отказе двигателя в самолете;
издание документов, которые позволяли упражнения, не предусмотренные руководством летной эксплуатации самолетов АН-26, которые не обеспечивали безопасность полетов;
систематическая организация полетов с большим, чем разрешено, количеством курсантов на борту;
незаконные разрешения на полеты в ночное время без необходимой квалификации командира экипажа.
Следователь отметил, что основной причиной трагедии стало незаконное разрешение на взлет самолета конвейерным способом.
"В связи с тем, что происходил взлет конвейером, указанная поломка не смогла быть обнаружена экипажем своевременно, а была обнаружена на этапе взлета, при скорости, которая уже не позволяла осуществить посадку, так как в данном случае могли быть непредсказуемые последствия", - отметил начальник отдела следственного управления ГБР Вадим Приймачок.
Как следует из материалов расследования, действия подозреваемых по организации и проведению учебных полетов с курсантами фактически были направлены на экономию времени полетов и топлива, которого явно не хватало для удовлетворения учебных потребностей.
Досудебным расследованием установлены лица, совершившие уголовные правонарушения, находящиеся в причинно-следственной связи с авиакатастрофой.
К уголовной ответственности привлечены 6 человек, а именно: командующий Воздушных Сил Вооруженных Сил; начальник Харьковского национального университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба; командир воинской части А4104; заместитель командира воинской части А4104; заместитель командира воинской части по летной подготовке; руководитель управления полетами 25 сентября 2020 на аэродроме "Чугуев".
"В отношении всех применены предупредительные меры, один содержится под стражей. Обоснованность сообщенных подозрений проверялась следственными судьями во время избрания и продления указанным лицам мер. Определенная предварительно квалификация их действий (бездействия), по мнению следствия, является правильной", - подчеркнул начальник отдела следственного управления ГБР.
В настоящее время в данном производстве уже начата процедура открытия материалов сторонам уголовного процесса.
"Меньше восьми месяцев понадобилось следственной группе ГБР для того, чтобы разобраться с обстоятельствами трагедии, унесшей жизни 26 военнослужащих Вооруженных Сил Украины", - отметил Приймачок.
Он рассказал, что за период следствия следователи ГБР провели значительный объем следственных и процессуальных действий, среди которых около 150 экспертиз: 27 судебно-медицинских, 71 генетико-молекулярная, 25 сравнительных молекулярно-генетических, 5 фоноскопических, 2 экспертизы видеозвукозаписи, 2 компьютерно-технические, 5 почерковедческих, а также взрывотехническую, комиссионную военную, дополнительную комиссионную военную, судебно-психологическую, химическую экспертизу нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, экономическую, инженерно-транспортную.
Также следователи ГБР допросили более 70 свидетелей и 29 потерпевших.
Обеспечены более 20 временных доступов к важным документам и вещам и их одновременная выемка.