Лонгриды

Мнение: жизненная стратегия многих украинцев - покинуть страну

7 декабря 2020 07:04

Чтобы понять, вернулась ли трудовая миграция к «докарантинному» уровню, были проанализированы статистические данные.

Об этом в своей авторской колонке на НВ рассуждает Александра Слободян - эксперт по миграционным вопросам аналитического центра CEDOS.

***

Еще в начале введения карантина было понятно, что ограничение возможностей пересекать границу, прекращение международного транспортного сообщения и ограничение въезда иностранцев в основных странах работы трудовых мигрантов не могут не повлиять на трудовую миграцию из Украины. Однако не было понятно, сможет ли быстро восстановиться трудовая миграция после снятия административных ограничений, особенно в условиях, когда само путешествие из одной страны в другую несет дополнительные риски для здоровья. Чтобы понять, вернулась ли трудовая миграция к «докарантинному» уровню, были проанализированы доступные на момент написания текста статистические данные.

Данные пограничной службы

Пожалуй, наиболее оперативным данным, на основе которых можно строить предположения о влиянии пандемии коронавирусной болезни COVID-19 на миграцию, являются данные пограничников. Последние в начале карантина едва ли не ежедневно отчитывались о количестве украинцев, которые возвращались со всего мира на призыв президента. Так, в марте количество пересечений государственной границы на въезд в Украину превышало количество пересечений границы на выезд на 300 тысяч, в апреле — 100 тыс., а в мае — на 53 тыс. Таким образом можно предположить, что с начала карантина в Украину вернулось около 450 тыс. человек. Однако с открытием границ и восстановлением международного транспортного сообщения украинцы стали чаще выезжать за границу, чем возвращаться, а за период с июня по сентябрь количество пересечений границ на выезд превышало количество пересечений на въезд на 320 тысяч.

При этом объем пропускных операций далек от восстановления до уровня 2019 года. Несмотря на некоторое оживление в связи с туристическим сезоном, в последние месяцы движение через границу составляло примерно треть объемов сечений в предыдущие годы. Хотя бы частично такое сокращение можно объяснить фактическим прекращением местного пограничного движения из-за необходимости оставаться на обсервации в течение определенного времени после пересечения границы. Такое движение по данным пограничной службы Польши составляло около четверти всех пропускных операций на украинско-польской границе до введения ограничений. С другой стороны, данные показывают относительно быстрое восстановление движения на границе с Венгрией и Румынией, что может свидетельствовать в частности о перенаправлении миграционных потоков в зависимости от жесткости карантинного регулирования соседних стран, в том числе по транзитным путешествиям.

Что говорят национальные банки?

Данные Национального банка Украины, к сожалению, не позволяют оперативно оценивать влияние карантинных мероприятий на денежные переводы мигрантов. Прежде всего, данные НБУ по переводам существенно зависят от метода, который использует НБУ для оценки денежных переводов, отправленных по неформальным каналам. Показательно, что по итогам полугодия НБУ отчитывается о росте доли денежных переводов, которые были направлены через официальные каналы, а именно счета в банках и системы перевода средств. Вероятно, что привычные неформальные каналы (такие как переводы через знакомых, водителей транспорта) во времена карантина и ограничений пассажирских перевозок стали менее доступны украинцам и они временно переориентировались на более доступные официальные каналы.

Однако, анализ зеркальной статистики национальных банков Польши и России по оплате труда работников и переводов, отправленных в Украину во втором квартале (которую, судя по расчетам, в предыдущие периоды использовал и сам НБУ для оценки доли поступлений по неофициальным каналам) показывает, что НБУ недооценивает объемы средств, поступивших через неформальные каналы, как минимум на $150 млн. В случае Польши оценка общего объема всех денежных переводов существенно зависит от оценки неформальных переводов, которую делает НБУ, поскольку из этой страны обычно только 7% всех переводов поступали через официальные каналы. Первичные данные, которые публикует НБУ, не являются финальными, и регулятор может просматривать статистику еще в течение определенного времени после публикации, поэтому важно не делать поспешных выводов о влиянии карантина на денежные переводы.

Данные страны назначения трудовых мигрантов (пример Польши)

Административные данные и данные реестров Польши, основной страны назначения трудовой миграции, также свидетельствуют об улучшении ситуации. Количество украинцев, работающих официально на основе трудового договора и застрахованных в фонде социального страхования Польши, начало уменьшаться сразу после введения карантина. По состоянию на июнь 2020 в фонде было зарегистрировано почти на 60 тыс. украинцев меньше, чем в докарантинном феврале. По состоянию на июнь по сравнению с февралем больше всего сократилось количество застрахованных, работавших в сферах административного обслуживания, в которую входят агентства по трудоустройству (примерно на 30%), временное размещение и питание (примерно на 15%), а также перерабатывающая промышленность (примерно на 13%).

Показательно, что сокращение количества застрахованных лиц было меньше, чем количество лиц, выехавших из Польши за этот период, с чего статистический офис Польши делает предположение, что преимущественно выезжали лица, работавшие на основе гражданско-правовых соглашений, уже были безработными на момент введения карантинных ограничений, находились в Польше на основании визы или работали неформально. Именно гражданско-правовые соглашения чаще всего используются для найма украинцев по упрощенным механизмами, которые очень популярны среди трудовых мигрантов уже в течение нескольких лет. При привлечении украинцев к выполнению работы на основе деклараций о поручении работы иностранцу (в 2019 году таких было выдано 1,5млн) только с каждым четвертым заключали трудовой договор, а на основе разрешения о сезонной работе (в 2019 году таких было выдано 130 тыс.) — только в 3% случаев.

После смягчения жестких карантинных ограничений, открытия границ и восстановления международного транспортного сообщения количество лиц, зарегистрированных в пенсионном фонде Польши, начало расти и достигло уровня февраля уже в сентябре. При этом количество деклараций и разрешений на сезонное трудоустройство по состоянию на сентябрь не достигло уровня 2019 года. Последнее не обязательно означает уменьшение количества мигрантов в Польше, ведь по крайней мере часть из них оставалась в стране еще с 14 марта, потому что польское правительство продлило действие разрешительных документов на срок действия карантина.

Признаки сравнительно быстрого восстановления трудовой миграции свидетельствуют о том, что она является неотъемлемой частью жизненных стратегий многих семей в Украине. Несмотря на высокие риски для здоровья и незащищенное положение на рынке труда стран назначения, многие украинцы не могут даже на сравнительно непродолжительное время отказаться от этого источника доходов.

***

Напомним, до 2050 года население Украины может сократиться на 18%. Такие данные приводит Организация Объединенных Наций. Украину покидает молодежь и интеллектуалы, более половины из которых, по данным социсследований, не видят для себя перспектив жизни в Украине.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling