Лонгриды

Изменения в медицине. Какими будут врачи в Украине

23 июня 2020 07:06

Мировоззрение молодого медика заметно отличается от нынешних настроений медицинского сообщества.

Об этом в своей авторской колонке на НВ рассуждает врач-кардиохирург, руководитель Международной академии миниинвазивной кардиохирургии Александр Бабляк.

***

Немного предыстории. В обсуждении трансформации отечественной медицины часто звучит мнение о том, что надо просто взять опыт какой-то страны и перенести его к нам. Слышать это смешно. Ведь даже если взять всю систему чужой медицины, включая чужих врачей, все равно получится большой пшик. Для успеха такого сценария следует перенести в Украину еще и чужих пациентов, то есть все общество, годами создавало там систему взаимосвязей «государство — врач — пациент».

То, что у нас, очень отличается от того, что есть, скажем, в Европе. Показательный пример — компетенции, которыми для успешной работы должен обладать врач в Украине и врач в Германии или Великобритании. Зарубежные коллеги — медики, и, как правило, не более того. Кто-то, конечно, параллельно ведет научную или преподавательскую деятельность. Но на этом все. Они занимаются исключительно медициной.

Для украинского врача такое положение дел — роскошь. Чтобы работать и лечить, ему мало быть только медиком, он должен освоить целый ряд нестандартных для медицины навыков. Иначе может не быть шанса вообще кого-то лечить. «Вы слишком много хотите», — сказал бывший столичный руководитель по просьбе заведующего регионального центра защитить работников от местной администрации и не мешать «просто работать». Чтобы «просто работать», врач в Украине должен еще многое уметь.

Дадим этим «компетенциям» короткие названия и перечислим в порядке распространенности — от наиболее до наименее распространенных. Итак, украинский медик сегодня еще и:

— «калькулятор» — готов изучать стоимость того или иного лечения, расходников, медикаментов, чтобы рекомендовать пациенту то, на что у того хватит денег;

— «писарь кулечков» — готов изучать, что есть в больнице и чего нет, и составлять список того, что пациент должен принести в больницу для лечения,

— «служащий» — готов оформиться на любых условиях с любой зарплатой и графиком, лишь бы иметь доступ к лечебной работе;

— «администратор» — готов сделать карьеру в государственной медицине, чтобы, вступив в должность заведующего или начмеда, получить доступ к лечебной работе;

— «мафиози» — готов окунуться в систему откатов и неофициальных платежей для развития системы направления пациентов и т. д.;

— «преподаватель» — готов большую часть своего времени посвятить преподавательской работе;

— «нетворкер» — готов работать над развитием сети контактов для продвижения себя или клиники;

— «маркетолог» — готов окунуться в современный маркетинг, чтобы продвигать себя или клинику в медицинском мире;

— «частник» — готов взять на себя финансовые риски и провести собственное дело, чтобы никто не мешал лечить.

И это, поверьте, далеко не полный список талантов, которые ищут в себе медики, чтобы иметь возможность заниматься медициной в Украине. Причины разные. У кого-то — начальник-самодур, у кого-то — в больнице нечем лечить, а у кого-то — конкуренция вышла за пределы вопросов профессионализма. При этом многие врачи не были готовы к необходимости осваивать другие профессии и, скажем так, другие виды деятельности.

К слову, сегодняшние выпускники медицинских университетов тоже по большей части мало представляют то, какая медицина ждет их уже завтра в интернатуре. Недавно я встречался с будущими интернами и увидел, что мой вопрос о том, какие дополнительные навыки они планируют развивать, чтобы иметь возможность заниматься лечебной работой, был неожиданным. В результате теме того, что мешает сейчас медику лечить пациентов и на что готов пойти врач, чтобы успешно практиковать медицину, мы посвятили более часа.

Услышанным я более чем доволен: мировоззрение молодых медиков, от которых зависит то, какой будет медицина уже через 10−15 лет, значительно отличается от нынешнего настроения медицинского сообщества. Об этом свидетельствуют и результаты краткого опроса, проведенного во время встречи. Дополнительные навыки, которые будущие интерны соглашаются развивать, расположились уже далеко не в той последовательности, в которой соглашаются сегодняшние врачи:

  • 90% готовы стать нетворкерами;
  • 85% — маркетологами;
  • 85% — «калькуляторами»;
  • 60% — преподавателями;
  • 50% — частниками;
  • 50% — служащими;
  • 25% — администраторами;
  • 10% — «мафиози»;
  • 5% — «писарями кулечков».

Конечно, кто-то возразит — мол, все когда-то были принципиальными идеалистами, но система все равно под себя сломает. Отвечу: системы, которая ломает всех под себя, уже давно нет. Над президентами смеются, министров презирают, а весь аппарат ждет вектора, с которым не могут определиться, потому что системы просто нет. А значит, изменениям в медицине быть!


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling