Самоизоляция сегодня признана единственной профилактической мерой COVID-19, особенно среди пожилых людей. Однако некоторые люди находятся дома одни. Оборотная сторона таких мер — рост тревожности, повышенные риски депрессии и многих сердечно-сосудистых событий. Европейские ученые приводят неутешительные данные о том, что социальная изоляция тоже может быть «тихим убийцей».
За последние месяцы стало очевидно, что далеко не все могут справляться со своим эмоциональным состоянием и оставаться спокойными в режиме строгих карантинных мер. Труднее всего одиноким пожилым людям, которые сегодня просто закрыты от общества и лишены привычного общения. Ученые из Европейской академии неврологии приводят данные о том, что находящиеся в социальной изоляции люди почти на 50% чаще умирают по разным причинам.
Их выводы основаны на данных многолетнего исследования с участием 4316 человек в Германии. На момент начала исследования у них не было зафиксировано сердечно-сосудистых заболеваний. За 13 лет наблюдений за ними ученые проанализировали уровень их социальной активности, а также поддержки семьи и социума.
«Давно известно, что чувство одиночества влияет на состояние здоровья. Теперь мы видим, что наличие крепких социальных связей очень важно для здоровья сердца», — заявила автор исследования Джанин Гроневольд.
За весь период эксперимента произошло 339 сердечно-сосудистых событий, 530 человек умерли. После учета сопутствующих факторов, которые могли повлиять на результаты наблюдений, ученые пришли к неутешительным выводам.
Отсутствие социальных связей увеличивало риски сердечно-сосудистых событий на 44%, а риск смертности от всех причин на 47%. Отсутствие финансовой поддержки было связанно с повышенными рисками сердечно-сосудистых событий на 30%.
«Это очень тревожные выводы, особенно сейчас, в период длительной самоизоляции», — прокомментировала результаты Гроневольд.
Сегодня жители большинства стран еще находятся в режиме изоляции или социального дистанцирования. И смягчение мер в ближайшее время будет в меньшей степени касаться пожилых людей из повышенной группы риска COVID-19.