Об этом РБК-Украина рассказала директор Института демографии и социальных исследований, академик НАН Украины Элла Либанова. В начале апреля она вошла в Совет экономического развития при Кабмине, созданный уже во время карантина.
– Премьер-министр Денис Шмигаль сказал в интервью РБК-Украина, что правительство планирует создать полмиллиона рабочих мест, в основном в инфраструктурной сфере: строительство дорог, озеленение и тому подобное. И этим рабочим будут платить по 6-8 тысяч гривен. Насколько такие планы реалистичны и смогут ли они задержать здесь заробитчан, которые вернулись в Украину?
– Планы реалистичны, если речь идет о паллиативной занятости, общественных работах, о возможности найти работу, хотя бы и низкооплачиваемую. Это не про долговременную занятость, а лишь о помощи людям пережить трудные времена. Когда мне говорят, что надо создавать высокотехнологичные рабочие места – да, надо, но это совершенно другой сектор занятости.
– Но офисные работники, которые потеряют работу, согласятся пойти на такую физическую работу?
– Если не будет другого выхода – пойдут, если будет – не пойдут. Все очень просто. Если не предлагают другую зарплату – придется работать за ту, которая есть.
– Как насчет двух миллионов заробитчан, которые вернулись в Украину?
– Во-первых, не два миллиона, а меньше. Я на днях общалась с ассоциацией заробитчан, они анализировали данные от наших пограничников и пограничников Польши, которая является крупнейшим потребителем нашей рабочей силы. По их оценкам, вернулись максимум 450-500 тысяч человек. То есть о миллионах и говорить нечего.
Вернулись те, кто не имел надежного статуса в стране временного пребывания. Те, кто имели этот статус, работали хотя бы полулегально, имели социальный пакет и тому подобное, остались там. Более того, как только границы откроются, большинство мигрантов, которые сейчас есть в Украине, поедут обратно.
– Также по словам премьера, если разница в зарплате за рубежом и в Украине составляет 300-400 евро, то человек никуда не поедет, это действительно так?
– Я бы измеряла разницу не в абсолютных цифрах, а в процентах: 300-400 евро от зарплаты в 1000 евро – это одно, а от зарплаты в 3000 – совсем другое. Так вот, мне кажется, что при разнице в 25-30%, скорее всего, человек останется здесь. Если разница будет больше, то скорее поедет на заработки.