В Королевской академии художеств в Лондоне соединили 12 больших видеоинсталляций Виолы, 14 графических работ Микеланджело и его же шедевр из коллекции музея — незаконченное тондо «Мадонна Таддеи», единственную в Великобритании скульптуру мастера.
Объединение в одном проекте титана эпохи Возрождения и гиганта современных мультимедийных технологий, не забывающего, что человеческие эмоции важнее всего, напрашивалось давно.
Замысел выставки академия описала так: «Мы соединили двух художников, которых разделяют столетия, но которые разрабатывали одни и те же универсальные темы, создавая произведения запредельной красоты и редкой эмоциональной силы».
В 2006 году Билл Виола познакомился со знаменитой коллекцией рисунков Микеланджело, хранящейся в Виндзорском замке, и обратил внимание на то, как много общего у него с итальянским гением. Оба мастера используют изображение человеческого тела в крайнем напряжении, причем с одной и той же целью — для передачи эмоциональных или медитативных состояний.
На выставке — рисунки Микеланджело из виндзорской коллекции, в частности «Распятие». Но главное здесь — мраморное тондо «Богоматерь с младенцем Христом и юным Иоанном Крестителем», так называемое «Тондо Таддеи». Оно было создано в 1504–1505 годах по заказу мецената и гуманиста Таддео Таддеи, долго хранилось во Флоренции. В 1822 году сэр Джордж Бомон купил барельеф и завещал его Королевской академии.
Тондо, кстати, осталось незавершенным. Джорджо Вазари считал, что «мятущегося гения» что-то не устроило. Позднейшие исследователи, напротив, находили в этой незавершенности сильнейший образ появления на свет Богочеловека, как бы возникающего из мрамора.
Виола представлен абсолютно энциклопедично, 12 видеоработами, включая «Вознесение Тристана» («Звук горы под водопадом») — пятиметровую панель, изображающую восхождение души после смерти.

