Политика

Мнение: в Украине продолжает строиться армия советского типа, но в худшем виде

10 сентября 2018 09:16

Глава Центра исследований армии, конверсии и разоружения, военный эксперт Валентин Бадрак в интервью "Апострофу" рассказал, почему в украинской армии происходит отток опытных кадров и как это остановить:

- За первые шесть месяцев этого года более 11 тысяч офицеров и контрактников с боевым опытом покинули службу. Почему происходит отток кадров из ВСУ?

- В значительной степени ситуация в ОПК влияет на армию, потому что если бы мы перешли быстро на современнейшие системы вооружения, то можно было бы обходиться меньшим количеством личного состава и более профессионально подготовленным. А поскольку здесь идет торможение, то и там тоже идет торможение. В результате у нас в течение четырех с половиной лет войны, как и до этого в течение всего периода независимой Украины, продолжала строиться армия постсоветского типа. Но, к сожалению, в худшем виде, потому что советская армия все-таки была вооружена современными системами. И главный показатель армии советского типа – пренебрежительное отношение к кадрам. Это продолжается. Ведь мы еще в 2014 году обращались ко всем структурам власти с тем, чтобы людей, которые получили боевой опыт, прошли войну, оставить в армии, создав таким образом боевое ядро профессиональной армии. Этого не произошло. Не были созданы условия, начиная от уставов советского типа, привлечения солдат для каких-то хозяйственных работ, как в Советском Союзе.

- Вспомнить даже, как зимой они убирают снег.

- Да, ночью убирают снег или чистят картошку на кухне, а утром маршируют на плацу, боевая подготовка выполняется на микроскопическом уровне. Конечно, очень многое изменилось, увеличилось количество мероприятий по боевой подготовке, количество стрельб, учений и прочее. Украина стала переходить на стандарты НАТО, порядка 170 стандартов НАТО армия приняла, но в итоге этот отплыв кадров сигналит о том, что что-то не так. А что не так? У нас не строится профессиональная армия. Если бы у нас строилась профессиональная армия, то во главу угла должны были поставить человека в погонах – солдата, сержанта, офицера, генерала. И они должны были бы заниматься только подготовкой к войне и получать адекватное отношение общества, включая мотивационный пакет.

Это должны быть предельно четко разработанные механизмы. Я могу рассказать только про один – это жилищная проблема. У нас не меньше 40 тысяч офицеров считаются бесквартирными, то есть не имеют своего жилья. Этот вопрос очень легко решается за счет специальных бонусов или сертификатов, когда за период 10-летней службы солдат или офицер получает какой-то сертификат и может потом решить свою жилищную проблему. Это не значит, что он за этот сертификат сразу покупает квартиру. Это должна быть дифференцированная ситуация, например, через 10 лет какая-то определенная сумма набегает, а через 15 лет – эквивалент однокомнатной квартиры в каком-то непопулярном регионе. Но при этом можно добавить какую-то сумму и купить жилье уже там, где человек хочет. Но механизма же такого нет.

Даже такие вещи, как монетизация наград. Солдат должен понимать, что если он стал Героем Украины, в бою проявил себя так, что ему было присвоено это звание, то он получает и какой-то денежный эквивалент к этому званию. Еще Наполеон говорил, что солдатом управляет страх и личный интерес. Страх – это понятно, боится человек, который попадает на войну. А личный интерес не создан. Мотивации нет ни у солдата, ни у офицера.

- Считается, что главная мотивация – это патриотизм.

- К сожалению, солдат хорошо видит, что страна разделена глубокой пропастью: одни на передовой, а другие в это время сидят в ресторанах и ночных клубах. Это все нельзя утаить. Если это существует, значит, нужно создать такие условия, чтобы человек, который идет на войну, знал, что он получит компенсацию, страховку и так далее. Тогда он осознанно шел бы исполнять свой долг.

А самое главное, что это были бы мотивированные военнослужащие, потому что сейчас, имея 5-10% немотивированных, мы имеем страшную статистику. Например, я помню статистику за январь этого года: половина погибших в армии за один январь – это люди, которые покончили жизнь самоубийством. В профессиональной армии такого не может быть. Это показатель, что армия становится на неправильный путь.

Отток кадров, суицид, правонарушения, пьянство в зоне боевых действий. Почему это происходит? Потому что нет механизмов мотивации, управления и даже наказания. К сожалению, мы с этим будем долго-долго сталкиваться до тех времен, пока военно-политическое руководство не примет решение четко взять курс на создание профессиональной армии.

Обратите внимание, у нас сегодня есть полностью подготовленный цикл документации. У нас есть и новая Военная доктрина, и Стратегический оборонный бюллетень, и Программа развития вооружений, и Программа развития Вооруженных сил, и Программа реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса, и даже закон о национальной безопасности. Но нигде, ни в одном документе не сказано, что Украина должна иметь добровольную профессиональную армию. И то, что у нас до сих пор есть призыв и существует социальное неравенство, что одних солдат родители откупают, а другие идут и служат, попадают в зону боевых действий – все это создает негативное восприятие службы в армии. Вместо того, чтобы создать железобетонный авторитет армии, как самой могучей системы, которая борется и охраняет украинскую независимость и целостность.

- То есть Украине нужна контрактная армия?

- Я разделяю понятия "контрактная" и "профессиональная". Контрактная – это сегодня подписали контракт 100 тысяч человек, а завтра половина ушла, произошел отток кадров. А профессиональная армия – это армия, в которой боевое ядро, то есть не меньше 2/3 армии, прослужило не менее 3-5 лет. Это показатель мотивации. Это значит, что человек, который пришел отдать годы армии, за это получит адекватную компенсацию. И он там мотивированно служит.


Реклама
Реклама

ТОП-новости

Последние новости

все новости
Gambling