Техно

Российский историк: Нельзя запретить прошлое

9 февраля 2018 08:23

Размышляя о причинах нынешнего официального неосталинизма в России, хотелось бы затронуть проблему национализма и ксенофобии в бывших странах коммунистического лагеря, пишет в Фейсбуке российский историк и политолог, доктор исторических наук Андрей Зубов.

Предполагаю, что это общая болезнь посттоталитарных обществ — самоутверждение за счет другого. В России — имперское безумие многих (Крым наш, даешь Новороссию и тому подобное). В других странах — национализм за счет иных народов, тех же беженцев. Сюда же могу отнести и новый польский закон, который предполагает штрафы и тюремный срок за утверждения, что некоторые поляки сотрудничали с нацистами или самостоятельно преследовали евреев в годы оккупации.

Высказав такую идею, я получил целую серию протестов от возмущенных польских граждан. Но после многих размышлений пришел к выводу, что само стремление контролировать понимание прошлого с помощью уголовных наказаний совершенно не приемлемо в принципе. Это само по себе — издержка тоталитарного прошлого, не приемлемая в настоящем.

Научный дискурс всегда должен быть свободным. Иное дело, что есть нравственные границы. И человек, отрицающий Холокост еврейского народа или геноцид христиан в Турции в 1915-1921 годах, Катынское убийство или большевицкий Красный террор, становится для приличных людей нерукопожатным. Но вряд ли его за эти воззрения стоит штрафовать или сажать в тюрьму. На слово надо отвечать словом, а не сроком. На слово лжи — словом правды.

Тоталитарные режимы всегда делали историю идеологией. И поэтому наказывали уголовно тех, кто предлагал версии прошлого, расходящиеся с официальной трактовкой. Мы так поступать не должны. В свободном обществе не должно быть ни запрещенных исторических книг, ни запрещенных версий прошлого.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling