Политика

Циничная и безжалостная. Журналист рассказал о переменах в Германии после выборов

4 октября 2017 18:54

Результаты выборов в Бундестаг дают повод для сомнений и в канцлерстве Меркель, и в твердости ее власти, и как следствие — в процветании и спокойствии, пишет корреспондент НВ Иван Яковина.

Победа блока Меркель ХДС / ХСС оказалась менее убедительной, чем три предыдущих раза. Правоцентристы получили всего около трети голосов, что вынудило их искать партнеров для коалиции. Но с этим все сложно. Хотя в Бундестаг прошли аж шесть партий (рекорд для современной Германии), богатого выбора у Меркель нет.

Социал-демократы, с которыми Меркель делила власть последние четыре года, провалились на выборах, показав худший в своей истории результат. Их лидер Мартин Шульц объявил, что СДПГ отправляется в оппозицию — зализывать электоральные раны.

Третье место на выборах заняли ультраправые из Альтернативы для Германии. С ними, а также с экс-коммунистами Левыми не желает разговаривать сама Меркель. И те, и другие для нее слишком радикальны.

Помимо самой ХДС / ХСС, остаются лишь две парламентские партии — Зеленые и Свободные демократы (Либералы), собравшие по 10 % голосов. Если Ангела Меркель хочет создать коалицию большинства, ей придется как‑то договариваться с обеими этими партиями. Иного выхода нет.

И тут возникает еще одна фундаментальная проблема — разница потенциальных партнеров во взглядах на ключевые вопросы. Даже между ХДС и ХСС существуют серьезные разногласия. Например, баварцы (ХСС) выступают за более жесткую миграционную политику.

Позиции Свободных демократов и Зеленых отличаются еще сильнее. Иногда они прямо противоположны друг другу. Первые выступают за всестороннее поощрение развития промышленности и экспорта, вторые больше озабочены проблемами экологии.

Две эти партии, правда, сходятся в социальных вопросах, выступая за сокращение участия государства в жизни простых граждан и легализацию всяческих людских слабостей. Но тут уже их убеждения вступают в противоречия с платформой высокоморальных Христианских демократов (ХДС).

Разногласия между потенциальными партнерами касаются не только экономических, экологических и социальных вопросов, но и внешней политики. Причем противоречия именно в этой сфере рискуют стать главным препятствием на пути создания коалиции.

Свободные демократы выстраивают платформу на чисто экономическом фундаменте. Для них главное — успех немецкого бизнеса и благосостояние населения. Из этой позиции проистекает несколько важных следствий.

Во-первых, они категорически против поддержки слабых стран ЕС за счет немецкого бюджета. Более того, они требуют разделить ЕС на две группы — фискально сильный север и слабый юг. По сути, это означало бы выведение Греции, Португалии и ряда других стран из зоны евро. Для Ангелы Меркель и Зеленых это категорически недопустимо.

Во-вторых, Либералы намерены выдворить из Германии всех беженцев из зон вооруженных конфликтов после установления там относительно прочного мира. Нелегальных экономических мигрантов они хотят отправить восвояси немедленно. И то, и другое противоречит декларируемым позициям Зеленых и ХДС.

В-третьих, лидер Свободных демократов Кристиан Линднер неоднократно выступал за постепенное восстановление связей с РФ и снятие с нее санкций. В августе он даже предлагал “забыть” на время об аннексии Крыма (хотя и сказал, что она незаконна), чтобы дать шанс для нормализации отношений с Москвой. Тут от его имени, видимо, говорит крупный немецкий бизнес, теряющий миллиарды из‑за наложенных на РФ санкций.

Ангела Меркель едва ли готова в одночасье отказаться от своей политики сдерживания РФ. Зеленые в этом вопросе еще радикальнее: для них Россия — страна-агрессор, поэтому никаких поблажек быть не может до полной деоккупации Украины.

Несмотря на сопротивление потенциальных партнеров по коалиции, Либералы гнут свою линию. Их лидер 27 сентября заявил, что вступит в коалицию, только если новое немецкое правительство изменит свою политику. По сути, он предъявил Меркель ультиматум: либо она идет на уступки, либо останется без большинства в Бундестаге.

В первом случае всей Европе, включая Украину, надо будет ожидать существенного ужесточения позиции Германии по ряду позиций. При этом власть Меркель не будет столь уверенной и твердой, как сейчас.

Во втором же случае возможны два варианта. Либо канцлер будет управлять Германией во главе правительства меньшинства, а это крайне непросто, либо ей придется объявить досрочные выборы в Бундестаг. Оба варианта крайне нежелательны для Меркель, поэтому, вероятно, она остановится на уступках Либералам.

В этом случае Европу ждет новая Германия — более прагматичная, циничная и безжалостная к тем, кому повезло меньше, чем ей самой.


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling