Звезда смерти. Астрофизики доказали, что у нашего Солнца был "злой близнец"

26 июля 2017 13:20

Найти таинственную Немезиду, которая могла быть причиной смерти динозавров, пока не удалось. Но ученые уверены, что создали модель, которая доказывает ее существование.

Гипотеза о том, что у Солнца есть утерянный двойник, приобрела популярность в астрономии еще в 1980-х. Тогда некоторые ученые предполагали, что эта таинственная звезда могла быть ответственной за ряд крупных катаклизмов в истории Земли.

В частности, именно она могла, проходя через облако Оорта, вызвать там такие серьезные возмущения, что их последствия дошли и до Земли в виде кометной бомбардировки. Одна из таких комет, предположительно, погубила динозавров.

Несмотря на отсутствие доказательств этой гипотезы, ученые даже не поленились дать имя гипотетической звезде, столь тусклой, что ее невозможно было обнаружить с помощью телескопов того времени. Астрономы стали называть ее Немезидой, в честь греческой богини возмездия.

В современные телескопы увидеть Немезиду пока тоже не удается. Тем более, что до недавнего времени о подзабытой теории из 1980-х никто особо не вспоминал.

Но это не значит, что Немезида не существует, уверены исследователи из Калифорнийского университета в Беркли. Или, по крайней мере, когда-то существовала в Солнечной системе.

Их работа показывает, что большинство звезд, похожих на наше Солнце, рождается парами. Суть этого феномена пока не ясна до конца.

Злой близнец

В основе исследования с такими громкими выводами лежат наблюдения за отдаленным участком Млечного пути, в котором сосредоточено множество молодых звезд.

Те из них, которые похожи по параметрам на Солнце, в большинстве случаев рождаются парами, констатирует один из авторов исследования Стивен Сталер, физик из Калифорнийского университета.

А значит, результаты исследования заставляют вновь вспомнить о теории, которая касается Немезиды, предполагают ученые.

Авторы работы использовали ресурсы нескольких обсерваторий с радиотелескопами для наблюдения за звездами в Персее, массивном облаке, наполненном холодным газом. Это облако расположено на расстоянии 600 световых лет от Земли, здесь находится не менее десятка звезд, похожих на Солнце. Каждой из них не более 1 млн лет, это младенческие версии Солнца, которому примерно 4,5 млрд лет.

Используя статистические модели, исследователи попытались заглянуть в прошлое этих звезд. И выяснили, что объяснить существующее расположение звезд можно только допустив, что звезды в облаке формировались парами, а затем некоторые из них отделились друг от друга под влиянием различных факторов.

Из этого следует, что у Солнца тоже с высокой долей вероятности мог быть двойник. Во всяком случае версия с его отсутствием требует объяснения больше, чем версия, допускающая его существование.

Также исследования позволяет выдвинуть гипотезу о том, почему современные наблюдения не позволяют обнаружить Немезиду в небе.

Ее попросту больше нет в Солнечной системе.

Звезда-бродяга

Да, если у Солнца был двойник, но не долго, уверены исследователи.

И наблюдения за облаком Персея позволяют объяснить, что могло произойти.

Облако содержит множество плотных участков, которые называются “звездными колыбелями”. Они представляют собой молекулярные облака-коконы, в которых под влиянием гравитационной неустойчивости меняется плотность.

Некоторые звезды рождаются парами. Порой эти пары отделяет друг от друга значительное расстояние – до 500 астрономических единиц (1 а.е. - среднее расстояние от Земли до Солнца) по длинной оси породивших их облак.

Существуют также более “близкие” пары, расстояние между ними часто бывает меньше. И есть некоторые количество одиноких звезд, подобных нашему Солнцу.

Исследователи выстроили ряд компьютерных симуляций, которые обсчитывали разные сценарии рождения звезд. И пришли к выводу, что все звезды в облаке Персея родились парами. Примерно 60% этих пар разделились в течение нескольких миллионов лет, и разлетелись в разные стороны. Остальные же, наоборот, приблизились друг к другу, формируя тесные пары.

Если предположить, что у нашего Солнца был такой же брат-близнец, то его орбита должна была располагаться, как минимум, в 17 раз дальше, чем орбита Нептуна, заключают исследователи. И через несколько миллионов лет после рождения пары звезд, этот близнец покинул Солнечную систему и отправился в странствие по Млечному пути.

Впрочем, ученые пока затрудняются объяснить, почему и как это произошло.

“Мы точно не знаем, как мы потеряли вторую звезду”, - констатирует Стивен Сталер, физик из Калифорнийского университета в Беркли, один из авторов исследования.

По его мнению, сценарии сближения звезд-близнецов выглядят более менее понятными. Взаимодействие между молодыми звездами и окружающим их газом может приводит к сближению их орбит.

Но причины, по которым звезды могут отдаляться друг от друга и в конце концов вовсе “расставаться” пока сложно просчитать. Наблюдения за молодыми звездами часто затруднены из-за окружающих их облаков газа, поясняет Сара Садавой, астроном из Гарвардского университета.

Кроме того, возможно, наблюдения за звездами в облаке Персея не могут служить источником выводов глобального значения, предполагают некоторые ученые. Современная Вселенная устроена намного сложнее, чем 13 млрд лет назад, отмечает Анна Фребел, астрофизик из Массачуссетского технологического института.

"Наши выводы основаны на наблюдениями за облаком Персей, их стоит проверить и в других частях Вселенной", - не возражает Сталер.

По ее словам, сегодняшние облака газа, в которых формируются звезды, могут быть устроены иначе, чем те, которые существовали в период формирования Солнца. Ведь они уже прошли эволюцию длиной в несколько миллиардов лет.

Если даже у Солнца был близнец, то шансы сегодня установить его местонахождение близки к нулю, констатируют ученые. Возможно, рано или поздно найдется звезда, чей химический состав будет идентичен составу Солнца (это можно определить методом спектрального анализа) и тогда можно будет предположить, что это и есть та самая Немезида.

Однако, с момент гипотетического отбытия Немезиды из Солнечной системы прошли миллиарды лет. И звезда вероятно находится в тысячах световых лет от нас, теперь ее найти практически невозможно.

На вопрос о том, как может быть связана отбывшая миллиарды лет назад Звезда с земными катаклизмами ответить достаточно легко. Покидая окрестности Солнца, Немезида вызвала возмущения в облаке Оорта, спровоцировав появления ряда крупных комет, которые кружили по Солнечной системе, бомбардируя существующие тут планеты. Одна из таких комет, вполне вероятно, погубила динозавров 65 млн лет назад, предполагают некоторые ученые.

Источник: НВ