Журналист Нил Макфаркуар в колонке для The New York Times рассказывает о московском параде ко Дню Победы и беспрецедентной изоляции Путина, сообщает НВ.
9 мая Россия представила довольно сдержанную версию ежегодного военного парада в честь Дня Победы, а президент Владимир Путин призвал к международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом на фоне отсутствия иностранных лидеров.
За 17 лет пребывания на посту главы РФ, Путин постепенно превратил День Победы в важнейший праздник года, связав свое президентство с национальным единством, жертвенностью народа и централизованным управлением страной, необходимыми для победы над нацистской Германией.
«Уроки прошлой войны требуют от нас быть бдительными, и российские вооруженные силы готовы противостоять любой потенциальной агрессии», – объявил Путин после того, как 10 000 военнослужащих и 114 единиц техники (по официальным данным) прогрохотали по Красной площади.
Несмотря на призыв Путина к сотрудничеству, парад напомнил, насколько изолированной стала Россия, особенно в свете напряженных отношений с Западом по целому ряду вопросов, включая кризис в Украине и обвинения во вмешательстве в процесс выборов.
На трибуне среди российских чиновников и ветеранов войны стоял только один иностранный лидер – Игорь Додон, недавно избранный пророссийский президент Молдовы. Для сравнения, в прошлые годы на парадах присутствовали руководители Китая, Германии, США и т.д.
Парад ознаменовал 72-ю годовщину поражения нацистов во Второй мировой войне, в ходе которой Советский Союз потерял более 20 миллионов человек, и Путин воспользовался случаем, чтобы призвать к эффективной борьбе с «терроризмом, экстремизмом, неонацизмом и другими угрозами».
Напоминая о постоянной опасности терроризма для России, министерство обороны РФ во вторник распространило заявление, отрицая, что члены ИГ казнили одного из российских военнослужащих в Сирии. Согласно заявлению, все российские военные в Сирии «живы, здоровы» и в строю.
В последнее время, военные парады в День Победы в крупных городах РФ сопровождаются маршами простых граждан, несущих фотографии родственников, сражавшихся на войне. Сотни тысяч, если не миллионы, отдают дань памяти «Бессмертному полку».
В российских государственных СМИ широко освещалось, что на мемориальных мероприятиях в Киеве и как минимум еще в одном украинском городе произошли стычки между отмечавшими праздник и местными националистами, настроенными против России.
Во время своей речи, украинский президент Петро Порошенко объявил, что 2017 год может стать последним, когда Украина празднует День Победы вместе с Россией. В следующем году праздник планируют перенести на 8 мая, как и в большинстве стран Европы.
То, что Москва празднует День Победы на день позже, чем остальная Европа, свидетельствует о напряженности в конце войны, которая так никуда и не исчезла; многие в РФ считают, что жертвы, понесенные страной ради победы над нацистами, недостаточно оценены остальным миром.
«Не было, нет и никогда не будет такой силы, которая могла бы нанести поражение нашему народу», – заявил Путин на параде.
Погода в день парада в Москве стала самой ощутимой причиной сдержанного настроения. Низкие клубящиеся серые тучи и время от времени начинавшийся дождь заставили отменить обычно тщательно спланированный авиационный парад, на котором показывается все – от новейших реактивных истребителей до старых неуклюжих стратегических бомбардировщиков.
Хотя авиация и отсутствовала, на Красной площади были представлены такие «хиты», как танки и ракетные системы «Ярc» и «Искандер», способные нести ядерные боеголовки дальнего действия.
В 2012 году Путин пообещал в ближайшие 10 лет потратить около $400 миллиардов на модернизацию вооруженных сил. Экономические проблемы, связанные с обвалом цен на нефть и экономическими санкциями, введенными после кризиса в Украине, несколько умерили его аппетиты, но инвестиции в оборонку остаются значительными.
В этом году, к примеру, на параде в первый раз были показаны зенитные ракетные комплексы, окрашенные в белый камуфляжный цвет Арктики, что подчеркнуло расширение присутствия российской армии в богатых нефтью северных регионах.
Российское государственное телевидение также показало парады, прошедшие по всей стране. А для того, чтобы напомнить о присутствии российских вооруженных сил за рубежом, также промаршировали подразделения на авиабазе «Хмеймим» в Сирии – самой большой и современной базе за пределами России с момента распада СССР в 1991 году.