Президентом США избран миллиардер Дональд Трамп, и я впервые за 63 года жизни боюсь за свою страну. Хуже того — впервые ощущаю себя в Америке бездомным, пишет американский журналист, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман.
Ночь выборов я встретил за написанием колонки. И начнется она словами моей подруги Лесли Голдвассер, переехавшей в США из Зимбабве в 1980‑х. Несколько лет назад, наблюдая за местными событиями, Лесли отметила: “Вы, американцы, пинаете свою страну, словно она футбольный мяч, хотя на самом деле она — яйцо Фаберже, и его легко разбить”.
Теперь, когда президентом США избран миллиардер Дональд Трамп, я впервые за 63 года жизни боюсь, что именно это мы и сделаем: разобьем страну, расколов общество так, что власть не способна будет работать. Как только Трамп объявил о желании баллотироваться, я всерьез рассматривал вероятность, что он может победить. Но реальность все равно стала шоком.
Беспокоит уже сам факт: большинство американцев так хотели резких перемен, что их не заботило, кто будет продвигать эти перемены, каким примером он будет для наших детей, в состоянии ли он воплотить свой план и, вообще,— есть ли у него план.
Перед тем, как расскажу о своих опасениях, давайте подумаем, существует ли положительная сторона такого исхода голосования. Я часами размышлял над этим и смог кое‑что найти: не думаю, что заявления Трампа во время кампании были искренними, кроме одного: “Хочу победить”.
Трамп не победит окончательно, если радикально не изменит свою личность и не превратится в полную противоположность себя во время избирательной кампании. Ему нужно стать лекарем, а не разрушителем. Стать тем, кто говорит правду, а не отъявленным лжецом. Тем, кто готов изучать проблемы и принимать решения на основе фактов, а не рубит с плеча. Тем, кто говорит людям то, что им нужно услышать, а не то, что они хотят. Тем, кто понимает: в нынешнем взаимосвязанном мире игра с нулевой суммой невозможна.
Здесь остается лишь надеяться. Иначе все, кто отдал голос Трампу, несмотря на его очевидные недостатки, мечтая о радикальных переменах, получат действительно радикальные перемены.
Предполагаю, что Трамп не жаждет славы худшего президента в истории, не говоря уже о репутации человека, ставшего причиной самого жесткого раскола США со времен Гражданской войны. Это потрясет весь мир. Вот и остается лишь надеяться, что президент Трамп окружит себя лучшими людьми из возможных, а не кем‑то вроде Руди Джулиани или Ньюта Гингрича.
Правда, у одержимости Трампа идеей победы есть одна тревожная сторона. Для него жизнь — игра с нулевой суммой: я выиграл, а вы проиграли. Но управляя Соединенными Штатами, нельзя постоянно вести игру с нулевой суммой.
“Мир остается стабильным, только когда страны находятся в отношениях, от которых выигрывают обе стороны”,— заметил Дов Сейдман, консультант по лидерству и автор книги Как.
Например, после Второй мировой Америка приняла план Маршалла, выдав Европе миллионы долларов, чтобы превратить ее в торгового партнера и построить отношения, оказавшиеся в результате крайне взаимовыгодными. Понимает ли это Трамп? Понимают ли те, кто за него голосовал, насколько их рабочие места зависят от здоровых отношений США с остальным миром?
Как я объясняю победу Трампа? Говорить с уверенностью слишком рано, но чутье подсказывает: она связана не с торговлей или разрывом в уровне доходов, а с культурой и тем, что многие американцы начали ощущать себя “бездомными”.
Ничто не злит и не дезориентирует людей так, как ощущение, будто они лишились крова. Сейчас Америка превращается в страну, где меньшинства становятся большинством, и это вызвало страх у многих белых представителей среднего класса, особенно живущих вне больших городов.
Для других дело в водовороте технологических перемен. Многих он лишил работы или поставил в стрессовые условия, требующие постоянного развития. Когда теряешь опору сразу в двух важных для жизни сферах — на рабочем месте и в обществе, с которым себя идентифицируешь,— неудивительно, что начинаешь искать простые решения, которые обещает самопровозглашенный “сильный лидер”.
Что я знаю наверняка, так это то, что Республиканская партия и Дональд Трамп получат контроль над всеми рычагами во власти — от судов до Конгресса и Белого дома. Огромная ответственность. Понимают ли они это?
Лично я не желаю им зла. Слишком многое поставлено на карту для моей страны и моих детей. В отличие от Республиканской партии в последние восемь лет, я не стану мешать моему президенту. Так что да, надеюсь, он будет лучшим президентом, чем можно ожидать, судя по его кампании.
Но пока я расстроен и боюсь за свою страну. Хуже того — впервые ощущаю себя в Америке бездомным.
Перевод НВ