Политика

        Мнение: крымские пленники

        1 сентября 2016 18:30

        Жертвами российской пропаганды и произвола ФСБ в Крыму становятся все больше граждан Украины. Как в этих условиях вести себя Киеву и международным правозащитным организациям?

         

        Присоединение Крыма к России превратило полуостров не только в военную базу, а и в территорию, где понятия прав человека, свободы и безопасности стали пустым звуком. В этом плане Крым ничем не отличается от тех же ДНР/ЛНР, где похищение оккупантами людей, издевательства над ними и использование в своих преступных целях стало нормой повседневной жизни. Проблему усугубляет и то, что, несмотря на вопиющие факты нарушения на оккупированном полуострове прав и свобод украинских граждан, международные правозащитные организации почему-то оставляют это без внимания. Отсутствует, к сожалению, и ответная реакция со стороны Украины. Как следствие, агрессор остается безнаказанным, что провоцирует его к совершению новых преступлений против украинцев. Последним ярким примером этого является задержание в Крыму российскими спецслужбами и назначение на роль «террориста» украинского гражданина Евгения Панова.

        Произвол оккупантов в Крыму в отношении украинских граждан начался вместе с приходом на полуостров т.н. «Крымской весны». Первыми его жертвами стали украинские военные - прапорщик Сергей Кокурин и майор Станислав Карачевский. И, если убийство первого произошло во время штурма его воинской части, то второй случай является ярким примером собственно произвола и безнаказанности российских военных, - для решения бытового конфликта они не придумали ничего другого, как просто застрелить украинского офицера. Более того, чтобы замести следы, свидетеля убийства - еще одного офицера ВС Украины силой вывезли с места преступления. И как оказалось впоследствии - на допрос к представителям ФСБ и Следственного комитета РФ. При этом прежде чем испытать на себе все особенности традиционного ФСБшного «диалога», свидетель убийства своего товарища был жестоко избит российскими военнослужащими.

        Пока украинские СМИ наперебой размещали весть о трагедии - российские журналисты, как и официальные органы РФ, хранили молчание. И только после того, как оккупанты определились с тем, как оправдывать расстрел украинского военного, ситуация изменилась.

        Следом эстафету бесчинства на оккупированном полуострове у российских военных традиционно переняло ФСБ и другие силовые органы агрессора. Следствием этого стало то, что украинские граждане, которые находятся на территории полуострова, словно возвратились в период тотального террора и этнических чисток 1937-1938 гг. и 1944 гг., становясь политическими заключенными российских тюрем.

        Так, сразу после проведения т.н. «референдума» в мае 2014 в Симферополе сотрудниками российских оккупационных силовых структур были незаконно задержаны украинские граждане Олег Сенцов, Геннадий Афанасьев, Алексей Черний и Александр Кольченко. Их обвинили в «подготовке терактов» в Симферополе, Ялте и Севастополе с целью дестабилизации политической ситуации на полуострове. При этом следствие РФ так и не смогло предоставить веских доказательств их вины. Это отнюдь не помешало осудить украинцев к длительным срокам заключения. Так, Афанасьев и Черний были приговорены к 7 годам заключения каждый, Сенцов получил 20 лет исправительной колонии строгого режима, а Кольченко - 10 лет. При этом последних двоих, для облегчения фабрикации дел, хотели еще и лишить украинского гражданства.

        Уже традиционно после прихода России в Крым, оккупанты разворачивают на полуострове широкомасштабную кампанию терроризирования его коренного населения - крымских татар. В ход идут все методы: от простого запугивания до физического уничтожения. Первой жертвой чекистов стал Решат Аметов, который был похищен вскоре после оккупации. Его тело нашли через две недели. Позже, через несколько месяцев после этого случая исчезли сын активиста Ислям Джеппаров и его брат Джевдет Ислямов. Их так до сих пор и не нашли.

        После двух лет оккупации ситуация для крымскотатарского населения только ухудшается. Оккупационные власти запретили на полуострове деятельность Меджлиса, обвинив его в «экстремизме». Более широкий размах приобретают угрозы и рейды в квартиры тех, кто хоть в чем-то заподозрен в плане нелояльности к оккупации, продолжается похищение людей… На сегодня известно о 15 загадочно пропавших крымских татарах, последним из которых является активист Эрвин Ибрагимов, который был похищен 24 мая с.г. в районе Бахчисарая. На сегодня его местонахождение остается неизвестным.

        Недавно на полуострове произошло ещё одно противоправное действие против украинских граждан, которое обрело как внутригосударственную, так и международную огласку. Речь идет о т.н. «украинских диверсантах», которые якобы напали на российских силовиков, в результате чего с российской стороны - двое погибших, а с украинской - задержан «член ДРГ» Е.Панов, которого еще и назначили на роль «сотрудника Главного управления разведки МО Украины».

        Эта история поразительно напоминает сюжет российской комедии «День выборов», в которой показана работа «гибридных» политтехнологов, когда абсолютно безнадежный кандидат побеждает на выборах губернатора в российской глубинке. Ради победы кандидата, его штаб весело и нагло врет, на ходу придумывая дикие объяснения возникающим в ходе кампании чрезвычайным ситуациям. Разница лишь в том, что спектакль «украинские диверсанты в Крыму» тяжело назвать смешным, поскольку на этот раз его авторами и режиссерами являются работники ФСБ РФ, а патронат его показа осуществляет лично президент Путин.

        О том, что появление украинских «диверсантов» в Крыму является исключительно делом рук ФСБ, говорит также и ситуация, которая состоялась осенью 2014 года в Эстонии. Тогда российские спецслужбы похитили на ее территории комиссара полиции Эстона Кохвера и обвинили его в том, что он сам пересек границу РФ для выполнения шпионского задания. Цель таких действий РФ была довольно простой: похитить эстонского силовика с тем, чтобы потом обменять его на захваченного в Эстонии российского шпиона.

        В случае с «украинскими диверсантами» цели российской стороны гораздо шире. Рассказывать о них не имеет смысла, поскольку об этом уже не раз говорилось различными украинскими экспертами. Как и не нужно в очередной раз констатировать, что Е.Панов является еще одним гражданином Украины, похищенным оккупантами на ее территории. Все и так более чем очевидно: данный инцидент - это заранее подготовленный спектакль, в котором не хватало только главного героя, коим волей судьбы стал Е.Панов (хотя на его месте мог оказаться любой другой украинец).

        Важно другое: как долго будет продолжаться беспредел России в Крыму и его безнаказанность? Почему до сих пор нет четкой позиции Украины по этому поводу? Почему об этом случае молчат международные правозащитные организации? Говоря о последних, трудно не согласиться с главным редактором портала Цензор.НЕТ Юрием Бутусовым, который в достаточно ироничной форме, но совершенно точно обратился к международным правовым организаций, которые на примере случая с Е.Пановим в очередной раз подтвердили свою избирательность и весьма сомнительную эффективность: «Эй, комиссары ООН, все защитники прав человека в Украине, которые распространяют домыслы по поводу якобы каких-то пыток в СБУ, - почему вы до сих пор не в Крыму и не мчитесь на помощь Евгению Панову?! Он не имеет никакой правовой защиты, его права грубо нарушаются », - отмечает журналист.

        Более того, глядя на лицо Е.Панова и его поведение во время «признания», видно, что получено оно с использованием хорошо отработанных в ФСБ методов физических и психологических пыток. А о том, как ФСБшные специалисты проводят допросы и выбивают из жертвы необходимые им показания, известно со слов тех, кому уже пришлось пройти этот ад. Так, например, ранее похищенного российскими спецслужбами украинца Николая Карпюка четверо суток пытали током, заставляя признаться в том, чего он не совершал. Когда на пятые сутки его привезли на пытки, ему сказали: «Мы понимаем, что ты стойкий, под пытками не подпишешь, но мы сейчас тебя пытать не будем. Сейчас мы похитим твоего сына, он такой же ублюдок, как и ты. И мы его прямо при тебе будем пытать». Подобным образом вели себя и с Сенцовым. «Меня начали бить ногами, руками, палками, лежа и сидя. Когда я отказывался говорить, начали применять удушения. Меня душили пакетами, душили четыре раза. Мне предложили дать показания на руководство Майдана и получить 7 лет, либо стать руководителем и получить 20», - рассказывал незаконно задержанный украинский режиссер.

        В этих случаях, по делу Е.Панова, а также всех украинцев, незаконно содержащихся в российских тюрьмах, рупор международных правозащитных организаций должен просто разрываться от информации, поступающей систематически. И не только о пренебрежении правами украинских граждан, захваченных русскими оккупантами, но и об угрозе их жизни.

        Поскольку задержанные являются украинскими гражданами, это требует в первую очередь от государства решительных и безотлагательных действий по их освобождению и привлечению России к ответственности за ее бесчинства на полуострове.  И дело Панова в данном случае - очередной повод для старта такого процесса. Украине следует немедленно заявить протест против незаконного задержания украинских граждан на ее территории и фальсификации нового уголовного процесса. В дальнейшем необходимо поднимать как можно чаще вопрос о содержании в России украинских политзаключенных, делать это громко и на всех возможных уровнях. Одновременно нужно развернуть кампанию по их освобождению. Украина должна добиться того, чтобы тема освобождения украинских политзаключенных была составной частью всех докладов международных организаций по агрессии РФ против Украины и одним из пунктов переговоров Запада с Россией.

        Также в вопросе освобождения украинских граждан важно не наступать на одни и те же грабли. Не следует отдельные процессы превращать в общегосударственные эпопеи вроде «спасти рядового Райана», а из героя такой эпопеи лепить нового кумира вроде Нади Савченко. Во-первых, потому что, к примеру, Панов или кто-то другой - не единственная и, к сожалению, не последняя жертва «Крымской весны». Так будет правильно в отношении всех незаконно захваченных оккупантами украинцев. Во-вторых, потому что опьянение от созданного для себя кумира опасно очень тяжелым похмельем - кумир может оказаться «неожиданно» не тем, за кого себя выдавал ...

        О том, как Украине действовать в вопросе освобождения узников из российских тюрем, рассказал в своем откровенном письме Сенцов. «Становиться более известным узником, чтобы тебя обменяли быстрее других - это не тот путь, который я бы хотел пройти. Я не хочу тянуть одеяло на себя. Я хочу остаться просто фамилией в общем списке ... Не надо нас вытаскивать любой ценой - победа от этого не приблизится. Использовать нас в качестве оружия против врага - да. Знайте, что мы не слабое ваше место. Если нам суждено стать гвоздями в крышку гроба тирана, то я хотел бы быть таким гвоздем. Просто знайте, что этот гвоздь не согнется», - написал он.

        Решительные действия украинской стороны по освобождению незаконно удерживаемых в России украинских граждан, в основе которых лежат слова Сенцова, продемонстрируют, что государству важна судьба каждого украинца, ставшего жертвой российской агрессии. Они дадут России понять, что каждый следующий спектакль, подобный разыгранному в начале августа, будет иметь для нее крайне негативные последствия. Бездействие же и избирательность в вопросе освобождения украинских политзаключенных будет порождать еще большую наглость и безнаказанность России, увеличивая угрозу безопасности граждан Украины.

        А украинцам, особенно бывшим или действующим военным, активистам, волонтерам, которые хотят или имеют потребность попасть в Крым, следует помнить, что они могут стать следующими Сенцовыми, Пановыми или - в худшем случае - Джеппаровыми. От перспективы стать новым крымским пленником на сегодня, к сожалению, не застрахован никто.

        Игорь ФЕДЫК,

        эксперт по вопросам международной безопасности Центра исследований армии, конверсии и разоружения (ЦИАКР)


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости