Политика

Американский журналист: Когда Америка сходит с ума, вслед за ней сходит с ума весь мир

16 июня 2016 12:31

Стране нужны разумные лидеры, а не те, кто думает, что проблемы и сложности этого века можно решить бомбардировками, стенами или оскорблениями, пишет американский журналист, трёхкратный лауреат Пулитцеровской премии Томас Фридман.

Сегодня я хочу обсудить кошмарную трагедию в Орландо. Но начну с Хиросимы – точнее, с выдающейся речи Барака Обамы, произнесенной им 27 мая и потерявшейся из-за шума избирательной кампании в США.

Хиросима, по словам Обамы, - символ мира, в котором впервые за всю историю у страны появилась мощь, достаточная, чтобы уничтожить всех – и, если уж кому-то должна была достаться такая сила, я рад, что это была Америка. Но сегодня, как сказал президент, мы живем в мире, где небольшие группы, а вскоре, возможно, даже один-единственный могущественный человек, получат возможность убить нас всех; поэтому пора задуматься о том, к каким моральным последствиям может привести нас развитие технологий.

«Наука позволяет разговаривать с теми, кто находится на другой стороне океана, летать выше облаков, лечить болезни и понимать космос, но эти же открытия можно превратить в еще более эффективные машины для убийства, – отметил президент. – Современные войны научили нас этому. Этому учит нас Хиросима. Технологический прогресс без соответствующего прогресса в строительстве человеческих институций может стать нашей погибелью. Помимо научной революции, позволившей разделить атом, нам нужна еще и моральная революция».

То, о чем говорит президент – центральная стратегическая проблема нашего времени: растущий разрыв между стремительной технологической эволюцией и возможностью совершать массовые убийства, которую она дает отдельным людям или группам (теперь пистолет можно распечатать на 3D-принтере), и темпом нашей моральной и социальной эволюции, необходимой, чтобы ответственно пользоваться этой силой.

И это приводит меня к трагедии в Орландо – к тому, что происходит, когда, пусть и в меньшем масштабе, мы отказываемся проводить социальные и законодательные изменения, необходимые, чтобы иметь дело с миром, где один неудачник может убить так много невинных людей. Идея, что такой человек – любой человек – должен иметь возможность купить военную штурмовую автоматическую винтовку, безумна. Республиканцы не понимают, что нынешние законы об оружии только провоцируют новые, более масштабные кровопролития.

В то же время, год за годом мы видим, как молодые мусульмане находят в исламе вдохновение и оправдания убийству большого количества мирных жителей на Западе и особенно – убийству других мусульман в мусульманских землях.

Я слишком долго прожил в мусульманском мире и слишком хорошо знаю, насколько достойными могут быть мусульманские общества, чтобы поверить, что это суть ислама. Но я видел слишком много суицидального насилия, чтобы верить, что оно никак не связано с пуританскими, гомофобными, выступающими против трансгендеров, женщин и религиозного плюрализма версиями ислама, который часто продвигают источники в арабском мире, Пакистане и Афганистане.

Сайты, соцсети и мечети, продвигающие эти нетолерантные идеи, могут «просвещать» заблудшие души в любой стране мира. Пока это не прекратится, следующий Париж, Брюссель, Сан-Бернардино или Орландо – только вопрос времени.

И единственный способ остановить их - сделать это изнутри; нужно осмысленное массовое движение мусульманских правительств, представителей духовенства и граждан, направленное на делегитимизацию такого поведения. Нужно, чтобы каждая деревня сказала: «Хватит!». И пока это не происходит в масштабах, достаточных для достижения нужного эффекта.

И, наконец, в век, когда в руках одного человека может оказаться огромная мощь, мы должны обеспечить, чтобы у нашего государства было достаточно возможностей для наблюдения – при условии наличия соответствующего разрешения – чтобы следить и иметь возможность арестовывать разнообразных жестоких экстремистов. Сейчас у плохих парней есть слишком много инструментов, позволяющих им избежать обнаружения.

Обама завершил свою речь в Хиросиме словами, которые с легкостью могли бы относиться и к Орландо: «Те, кто погиб, такие же люди, как мы… они не хотят продолжения войны. Они бы предпочли, чтобы чудеса науки применялись для улучшения человеческой жизни, а не для ее уничтожения. Когда решения, принимаемые государствами, принимаемые лидерами, начнут отражать эту простую истину, мы поймем, что урок Хиросимы усвоен».

Нам нужно принимать решения, соответствующие требованиям нашего времени, когда технологии могут дать одному-единственному человеку огромную силу. Нам нужны основанные на здравом смысле законы об оружии, гендерное равенство, религиозный плюрализм и разумные законы о неприкосновенности частной жизни.

Но для этого нужны разумные лидеры, а не те, кто думает, что проблемы и сложности этого века можно решить бомбардировками, стенами или оскорблениями. Остановитесь на мгновение и подумайте, какой была бы эта неделя, будь президентом Дональд Трамп: ковровые бомбардировки на Ближнем Востоке, страх и изоляция, пробужденные запретом мусульман в каждом американце-мусульманине, радость ИГ от того, что с ним воюет вся Америка, молчаливое разрешение, которое получили бы все наши безумцы, жаждущие взрывать мечети. И последствия, к которым это привело бы для всех мусульман мира, самые радикальные из которых начали бы бомбить наши посольства. Когда Америка сходит с ума, вслед за ней сходит с ума весь мир.

Я не во всем согласен с Обамой в этом отношении, но он размышляет разумно и действует ответственно. Трамп палит от бедра, разбрасываясь оскорблениями на 360 градусов вокруг, распространяя ложь, пробуждая страх и озвучивая угрозы, которые многие в нашей армии и ФБР откажутся выполнять. Если вы, республиканские сенаторы и конгрессмены, поддержите кандидатуру Трампа, вы окажетесь в его власти – а ответственность за его действия ляжет на вас.

Перевод НВ


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling