Общество

Польские "рецепты" реформирования полиции

12 мая 2016 18:02

Польша, как и Украина с другими странами бывшего соцлагеря попросту была обречена провести реформирование органов, отвечающих за безопасность граждан. Это был один из логичных вызовов для страны на фоне демократических преобразований конца 1980-х - начала 1990-х годов прошлого века. Именно поэтому одной из ключевых реформ в Польше стали изменения в структуре Министерства внутренних дел (МВД).

Система МВД в Польше реформировалась путем коренных изменений созданной еще в 1944 году Общественной Милиции (далее - ОМ). За весь период своего функционирования ОМ не без оснований ассоциировалась с репрессивным аппаратом государства и надзора. С другой стороны, она реально могла гордиться определенными успехами в борьбе с преступностью.

Новая полиция в Польше

Преобразование структуры польского МВД набрало обороты после 1989 года. Тогда общественное доверие к ОМ было на чрезвычайно низком уровне, - это было обусловлено, в первую очередь, репрессивными методами работы и полным подчинением политическому руководству страны. Милиция была постоянно вовлечена в борьбу с оппозиционным движением «Солидарность» и любыми проявлениями низового сопротивления. В противостоянии с независимыми и подпольными организациями ОМ «отметилась» рядом резонансных и жестоких акций. Особенно запомнились т.н. моторизованные подразделения общественной милиции (ZOMO), которые принимали участие, в том числе, в пацификации протестных акций на ряде промышленных объектов, которые в то время были центром оппозиционного движения. Например, во время военного положения в результате действий ZOMO на силезской шахте «Вуек» были убиты 9 шахтеров.

Новая формация - с новым названием и принципами функционирования - была создана в 1990 году. В структуре полиции были выделены отдельные службы: уголовная (ответственная за расследование), патрульная, а также подразделения антитеррора.

Крайне важно понимать, что полиция была четко отделена от других органов безопасности, а ее независимость от мира политики была зафиксирована законодательно. Именно этот фактор обеспечил последовательность преобразований на долгие годы безотносительно бурной политической жизни в постсоциалистической Польше.

При планировании работы полиции, по примеру стран Запада, было взято на вооружение использование опросов общественного мнения о результатах работы полицейских, сделана ставка на повышение уровня безопасности гражданами по всей территории страны. Несколько позже в структуре МВД появились подразделения, ответственные за борьбу с организованной преступностью (экономическое, по борьбе с оборотом наркотиков, а также, антикоррупционное). В 2000 году они были объединены в т.н. Центральное бюро расследований (CBS).

Описанные выше изменения, хотя и развивались динамично и были относительно быстро инициированы (на фоне ситуации в государстве в целом), - они требовали много времени для их полной имплементации. Отдельным вызовом стало обновление кадров с продвижением на должности тех, кто не был связан с предыдущим режимом (лица, в отношении которых были подозрения в совершении тяжких преступлений, просто не прошли аттестацию). С другой стороны, важным было сохранить уровень профессионализма личного состава. Этот процесс де-факто закончился только в 2005-2010 гг. За все время обновления кадров были заменены около 100 тыс. сотрудников. Причем на начальном этапе ротации, то есть, в первые 2-3 года, со службы были уволены около 40% человек.

Полиция для граждан

В ходе реформ упор делался на «публичный» характер полиции, а также значимость процесса привязки силовых структур к местным общинам. Значительная часть изменений была проведена по типу западных моделей - Германии, США и Нидерландов. Ряд конкретных программ были имплементированы именно на основе западных образцов. Передача западного опыта происходила на фоне интенсификации контактов с соответствующими службами и ведомствами из названных стран - отдельно на центральном и местном уровнях.

Другим направлением реформирования правоохранительных органов в Польше был запуск ряда программ и проектов, целью которых было расширение контактов полиции с местными органами власти, предпринимателями и институтами гражданского общества. Примером таких действий была акция «открытый участок», который в конкретное время могли посещать граждане, или проект «Познакомься со своим полицейским», в рамках которого СМИ публиковало информацию о сотрудниках полиции на данной территории с фотографиями. Также полицейские проводили регулярные встречи в школах. Такие акции имели цель представить информацию о правоохранителях и облегчить к ним доступ. Безусловно, это были факторы, повышающие прозрачность их деятельности, поскольку полицейские фактически становились публичными лицами. Конечно, данные об отдельных сотрудниках (уголовного розыска, спецподразделений и т.п.) не разглашались из соображений безопасности.

Ключевой целью этих преобразований было повышение ощущения безопасности жителями Польши, своевременное предотвращение преступности и воспитания молодежи, а также улучшение имиджа полиции в глазах граждан. Результатом этих усилий стал значительный рост публичного доверия к полиции. По данным Центра исследований общественного мнения (CBOS), в период с января 2007 года по сентябрь 2012 уровень общественной поддержки полиции удерживался на уровне около 70%.

Польский опыт для Украины

На фоне собственного опыта трансформации Варшава теоретически имеет шанс положительно влиять на преобразования в секторе безопасности не только в Украине, но и в других постсоветских странах, которые решатся имплементировать глубокие реформы правоохранительных структур. В случае польско-украинских отношений, например, в период перед Евро-2012 была зафиксирована положительная динамика развития контактов между областными управлениями МВД по линии Варшава-Киев, Лодзь-Хмельницкий, Львов-Познань, Днепропетровск-Вроцлав, а также Донецкой и Силезской областей.

«Учитывая культурную близость и схожий характер обществ, а также опыт польской полиции за последние 25 лет, можно было бы увеличить участие польских полицейских в текущих преобразованиях в Украине», - отметил Вальдемар Ярчевский, генерал польской полиции, в свое время - бывший офицер по связям польской полиции в Киеве и заместитель главы полиции. По его мнению, очень важно, чтобы реформы были реализованы последовательно - безотносительно политических потрясений и изменений политической конъюнктуры.

Отдельным блоком стоит борьба с коррупцией в рядах украинской полиции, - речь об усилении внутренних механизмов контроля. На пороге реформ Польша имела эту же проблему, но последовательное искоренение коррупционных явлений, позволило ограничить их негативное влияние к минимуму.

Дариуш МАТЕРНЯК,

главный редактор Польско-Украинского портала (www.polukr.net), Польша


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling