Политика

        Guardian: Невысокий Путин

        20 ноября 2014 08:13

        Танки и войска вторгаются в соседнее государство, взаимные высылки шпионов, опасные маневры бомбардировщиков в международном воздушном пространстве, отключение поставок газа, обмен возмущенными дипломатическими заявлениями – все это звучит знакомо, пишет Guardian.

        Заголовки газет от Москвы до Вашингтона, от Сиднея и Киева пестрят одними и те же словами: "холодная война вернулась".

        Может быть, это и так. Растущая напряженность между Россией Владимира Путина и странами Запада во многом и в самом деле напоминает старые недобрые времена. Но на этот раз поле битвы гораздо более скромное, а линии фронта менее ясны.

        Специфической причиной возрождения вируса холодной войны стала неожиданная аннексия Крыма Россией. Россия считает этот полуостров исторически своим, хотя на самом деле это часть суверенной территории Украины.

        С тех пор нестабильность распространилась на восток Украины. На саммите "Большой двадцатки" в Брисбене стало очевидно, насколько эти развития событий задели всех за живое – и речь идет не только об Украине, но и о том, что Запад считает экспансионистским, конфронтационным и часто незаконным поведением режима Путина. К этому относится и никем не забытое вторжение в Грузию в 2008 году.

        Сам Путин уехал из Австралии обиженным, но он не продемонстрировал ни малейшего желания идти на попятный. Несколько позже, в интервью германскому телевидению он жаловался, что именно страны Запада, а не он, подталкивают мир к новой холодной войне.

        В том, что Путин напомнил о холодной войне, нет ничего нового. Вполне может быть, что, как многие в России, как и некоторые западные генералы, он, на самом деле, по ней скучает.

        Признаки нарастающей конфронтации между Россией и Западом найти несложно. Но в поисках аналогий с прошлой холодной войной можно и перестараться.

        Любая новая конфронтация, схожая с холодной войной, будет отличаться своими масштабами от конфликта, тянувшегося несколько десятилетий во второй половине ХХ века.

        Во-первых, новый конфликт не будет по настоящему глобальным. В 70-е и 80-е года столь различные страны как Никарагуа, Ангола или Йемен стали сценой вооруженной борьбы между Советским Союзом и Западом, которая велась чужими руками. Второе десятилетие XXIвека не представляет такой возможности.

        После развала и исчезновения Варшавского договора, у Москвы осталось очень мало друзей в Центральной и Восточной Европе. Развивающиеся страны, такие как Нигерия, Бразилия, Индонезия, ЮАР или Мексика, не нуждаются в политической или военной поддержке Москвы.

        В новой холодной войне не будет хватать и других основных аспектов предыдущего подобного противостояния. С точки зрения идеологии, центральный когда-то конфликт между марксистским коммунизмом и капитализмом просто испарился из-за отсутствия в нем интереса.

        Сейчас речь идет о конфликте ценностей – свободных и справедливых выборах, уважения прав человека, свободы слова и передвижений, религиозной терпимости и верховенства закона с одной стороны, и системой управляемой демократии, олигархических правительств и ограничений свобод в обмен на якобы экономическое благополучие – с другой.

        С другой стороны, можно сказать, что холодная война никуда и не исчезала, а что в ней просто был небольшой перерыв в 90-е годы, закончившийся 15 лет назад с приходом Путина к власти.

        Конфликт чужими руками продолжается, лишь в несколько видоизмененной форме. В Сирии, твердая поддержка Москвы режиму президента Асада является основной причиной, почему он все еще остается у власти. В Иране Россия также постоянно пытается укрепить связи с клерикальным режимом в Тегеране, в пику США.
        Шпионаж, воровство информации, экономический шпионаж и убийства остаются важной частью неблагополучных отношений между США и Россией. К этим, относительно грубым методам конфликта добавились методы более современные, как, например, кибератаки и нападения хакеров.

        Но резко ядовитая личность самого Владимира Путина лучше всего подходит к сценарию "новой холодной войны".

        Как и предыдущие советские лидеры, невысокий Путин предстает то безжалостным, то обаятельным, и, в конце концов, безрассудным.

        Его страстная, несгибаемая уверенность в величии своей страны толкает его на защиту мощи России. Его способность игнорировать моральные устои, правовые нормы и обыкновенное человеческое сострадание делает из него опасного и находчивого противника.

        С тех пор как он неожиданно пришел к власти в 1999 году, западные политики, дипломаты и генералы задают себе вопрос: who is Mr Putin? Теперь, может быть, у них есть на это ответ.

        Он – человек, который сделал холодную войну вновь модной.

        BBC


        Реклама
        Реклама

        ТОП-новости

        Последние новости

        все новости