Об этом журналистам рассказал заместитель областного военного комиссара Харьковщины полковник Юрий Калгушкин.
"Кто-то боится погибнуть, кто-то получить ранение, кто-то не хочет в армию по идеологическим соображениям — причин может быть много", - делится с журналистами опытом проведения мобилизации полковник.
Всего в рамках третьего этапа первой волны мобилизации Харьковщине спущена разнарядка примерно на 3 тыс. человек.
Учитывая, что мобилизация продлится до 5 сентября, на сегодняшний день план выполнен уже на 30% - мобилизовано около 1 тыс. человек, рассказал заместитель военного комиссара Харьковской области Юрий Калгушкин.
Офицер отмечает, что если в ходе первого и второго этапа первой волны мобилизации в военкоматы области обратились порядка 400 добровольцев, то сегодня таких уже более ста.
Другими словами, жители области сегодня более ответственно подходят к вопросу необходимости защиты своей страны.
При этом в областном военкомате не скрывают — проблемы, связанные с человеческим фактором и несовершенством действующей законодательной базы есть. И именно они в значительной степени мешают набирать в армию тех, кто является патриотом и готов ответственно подходить к защите своей страны.
Одна из таких проблем — отсутствие принципа добровольности, который не хочет замечать руководство Минобороны и законодатели — депутаты Верховной Рады.
Статистика по Харьвощине показывает: тех, кого военкоматы не могут разыскать для вручения повестки — несколько сотен. Тех, кто отказывается получать повестку — около ста человек. Нередки случаи, когда даже получив повестку в военкомат, люди по ней не являются.
В качестве примера полковник Юрий Калгушкин привел одно из крупных предприятий Харькова, где были вручены порядка 20 повесток. Однако на следующий день в военкомат явился лишь один человек.
В военкоматах прекрасно понимают, что законодательная база, регламентирующая "повальную" мобилизацию, является несовершенной. Поэтому, как опытные офицеры, сотрудники военкоматов делают ставку на добровольцев и патриотов.
"Каждый десятый мобилизованный — доброволец! - с гордостью говорит Калгушкин, - В частности, в Дзержинской райвоенкомат пришли 10 военнообязанных добровольцев, которых призвали и они уже служат в разведподразделении части, расположенной в Харьковской области".
Заместитель военного комиссара Харьковщины подчеркивает - добровольцы станут основой воинских частей, так как люди, призванные насильно, могут подвести в бою. И в военкоматах это отлично понимают.
«Вместо того, чтобы выполнить задачу, ненадежный солдат может сделать наоборот. Есть также единичные факты перехода призывников на сторону сепаратистов», – сообщил Юрий Калгушкин.
Более того, как неоднократно подчеркивали военкомы Харьковской области, в случае, если человек поступает на контрактную службу, он проходит серьезное тестирование, которое определяет его психологическую и моральную готовность к службе и защите страны.
В случаях призыва на срочную службу и мобилизации такое тестирование, Минобороны почему-то не считает необходимым проводить.
Результат — около 10% мужчин, подпавших под первые два этапа первой волны мобилизаци, воинские части "вернули обратно", т. к. указанная категория лиц оказалась психологически или морально не готова к службе. Останься такие люди в армии, вреда ей они принесут намного больше, нежели пользы.
Заместитель военного комиссара отметил, что по опыту проведения первой и второй частичной мобилизаций проводится более глубокое изучение состояния здоровья военнообязанных в военкоматах. Но в войсках их проверяют еще раз с учетом опыта боевых действий.
«Из 100 присланных в части около 10 человек не проходят, так как в частях проводят более профессиональный отбор. Ведь подразделения готовятся отбыть в зону АТО, и командиры, зная специфику работы, могут определить, кто подходит, а кто нет по различным показателям, в том числе по психологическим. В областном военкомате – один психолог, в частях – больше. Кроме этого, в воинской части проводят более глубокий медосмотр, чем в военкомате», – отметил заместитель военного комиссара.
Отвечая на вопрос, как принудительная срочная служба и мобилизация качественно и количественно влияют на украинскую армию, Юрий Калгушкин ответил: "Количественно — положительно, качественно — отрицательно, т. к. нашей армии нужны патриоты и люди, готовые стать специалистами".
При этом работа с "отказниками" отбирает у немногочисленных сотрудников военкоматов и драгоценное время, и силы, и нервы.
Что же касается возможных последствий — админштрафов и возбуждения уголовных дел, то они лишь усугубляют ситуацию, порождая слухи и недоверие к военкоматам и армии в целом.
Кстати, статистика по Харьковской области показывает: за период весенне-летнего призыва на срочную службу и весь период мобилизации за так называемое уклонение от призыва в области в единую базу правонарушений внесено всего 10 дел. При этом ни одно из них не дошло до суда, т. к. случай преднамеренного уклонения очень сложно доказать. Аналогичная статистика по всей Украине. Например, в Одесской области 98% дел на отказников рассыпаются еще в период следствия. Тем более, что законодательство Украины и международные конвенции, ратифицированные нашей страной, позволяют человеку, который не желает служить в армии, найти массу законных способов для этого.
Но самое главное — погоня за теми, кто в силу различных причин не желает служить в армии, не приносит пользу самой армии, чего до сих пор не поняли в Минобороны.
Именно поэтому в Харьковской области военкоматы, ставшие заложниками несовершенства системы прикладывают массу усилий для индивидуального подхода к каждому призывнику или мобилизованному. В области понимают, что работать нужно только с добровольцами, готовыми защищать страну.
Видео: SQ