Харьков

В условиях частичной мобилизации отбирать личные автомобили военкоматы не будут

17 июня 2014 21:59

20 мая 2014 г. на сессии Верховной Рады был принят Закон №4785, который вызвал буквально шквальную реакцию. Депутаты санкционировали мобилизацию автотранспорта.

Особый резонанс после первого чтения данного законопроекта вызывал пункт, согласно которому военкоматам и местным администрациям предоставлялось право мобилизации автотранспорта как у юридических, так и у физических лиц. Но во втором чтении возможность «призыва» частного автотранспорта физлиц из законопроекта была изъята. Дополнительные изменения в данный закон вступили в силу 8 июня. В чем состоят эти изменения? С таким вопросом « Время» обратилось в Харьковский областной военный комиссариат.

Помощник областного комиссара по правовой работе, майор юстиции Владимир Новиков:

— Шум вокруг закона поднялся из-за того, что в первоначальном варианте для изъятия транспортных средств были указаны юрлица и физлица. Люди подумали, что придет военком и заберет понравившуюся машину. На данный момент, никто из представителей военкомата и местной администрации не может у частного лица изъять автомобиль или любое другое транспортное средство.

Указ до внесения дополнительных изменений был введен для условий частичной мобилизации. Действительно, возникла с правовой точки зрения некая юридическая коллизия. Вроде была объявлена мобилизация, мы изы­маем технику, а это предусмотрено в случаях введения чрезвычайного положения в Украине и в условиях военного времени. Но в таком случае по закону действуют совсем другие указы. Поэтому возникла необходимость внесения последних изменений и дополнений от 8 июня. Привлечение транспортных средств во время мобилизации осуществляется военными комиссариатами на основании решений местных государственных администраций, которые оформляются соответствующими распоряжениями. Прием-передача транспортных средств, привлеченных в ходе мобилизации, и их возвращение после объявления демобилизации осуществляются на основании актов приема-передачи, в которых указываются сведения о владельцах, техническое состояние, остаточная (балансовая) стоимость и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства. Объемы транспортных средств по типам и маркам, которые планируется привлечь в ходе мобилизации, для предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности устанавливаются согласно мобилизационному плану Украины местными государственными администрациями по представлению военных комиссариатов. Есть мобилизационный секретный план Украины. Там определен объем техники, которая имеется в арсенале экономики. Кабинет министров определяет и утверждает лимиты и нормы бесплатного привлечения, изъятия транспортных средств и техники на период частичной мобилизации. Районные военкоматы берут данные в статуправлении о предприятиях района. ГАИ, где регистрируются все транспортные средства, также предоставляют свою базу данных военкоматам по районам. В зависимости от лимитов военкоматы смотрят — в каком из предприятий находится нужная вооруженным силам техника. Затем делается сводный наряд, который утверждается госадминистрацией и представители военкомата предоставляют его руководителю предприятия. В статье 6 измененного закона теперь имеются дополнения: «Выполнение военно-транспортной обязанности по мобилизации, если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения, осуществляется согласно мобилизационному плану Украины путем бесплатного привлечения транспортных средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для обеспечения потребностей Вооруженных сил Украины, других военных формирований на условиях их возврата владельцам после объявления демобилизации». Сейчас многие главы предприятий, на балансе которых имеются транспортные средства, тщетно пытаются найти прописанные в документе объяснения по возвращению транспортных средств или какие-либо компенсаторные нормы.

На вопрос о компенсациях юристы областного военкомата ответили цитатой из измененного и дополненного закона: «Порядок компенсации вреда, причиненного транспортным средствам в результате их привлечения при мобилизации, определяется Кабинетом министров Украины».

— Ничего более детального на текущий момент сказать не могу. Пока идет мобилизация — механизма нет. Эта норма будет прописана в ближайшее время, — говорит Владимир Новиков.

Заместитель начальника отдела учетно-транспортной работы Харьковского областного военкомата майор Григорий Шеремет рассказал «Времени» алгоритм действий по изъятию транспортных средств.

— Районные военкоматы дают сведения, какие транспортные средства и в каком количестве им нужны. Затем прописывается сводный наряд на каждое предприятие за подписью исполнительной власти. Глава районной администрации должен поставить печать. Сводный наряд проверяют специалисты предприятий. Одно из условий — техника должна быть исправной. Но на деле не всегда получается так гладко, — поясняет Григорий Шеремет. — Нередко руководителя предприятия не оказывается на месте. Тогда мы посылаем наряд заказным письмом. Но отказаться от изъятия транспортных средств директор предприятия не имеет права, если транспорт входит в лимит на изъятие в условиях частичной мобилизации. Если предприниматель продал накануне один из своих автомобилей, то он должен об этом уведомить военкомат. Новый закон вернул нас к той системе учета транспортных средств, который был два года назад. Все транспортные средства должны стоять на учете в военкомате. Перед постановкой транспортных средств в МРЭО Госавтоинспекции Министерства внутренних дел Украины их сначала должны поставить на учет в военкомат. Перед снятием с учета в МРЭО — надо снять ТС с учета в военкомате. Перерегистрация техники на другого владельца также не обходится без военкомата. По норме изъятия у предприятий негосударственной формы собственности может быть изъято до 50% транспортных средств. Но проблема в их техническом состоянии. У предприятий мало средств на их содержание. Уже изъято более 100 транспортных средств из предприятий и организаций Харькова и области. Не было случая, когда директор предприятия добровольно отдавал технику. Люди не всегда с пониманием относятся к той непростой ситуации, в которой сейчас находится Украина. Предприниматели начинают говорить, что техника неисправна. Но это не носит массового характера. В основном востребованы грузовые авто и автобусы. Но они не будут служить для перевозки детей или мирных жителей. Они служат для укомплектования воинских частей, например, для перевозки продуктов или личного состава. Для бойцов 22-го Харьковского территориального батальона были изъяты грузовой транспорт и автобусы. Предусмотрен законом и частичный наряд. Он идет на конкретную воинскую часть. Например, поступил сигнал: укомплектовать указанную в наряде воинскую часть. Алгоритм действий тот же: подписывает наряд комиссар, глава администрации, с той лишь разницей, что в наряде указано конкретное место и время, куда должно быть доставлено транспортное средство. В таком случае все должно происходить оперативно при наличии должностных лиц на местах, потому как подпись представителя исполнительной власти на местах обязательна. Точно так же представитель военкомата вручает частичный наряд руководителю предприятия. Дополнительное время потребуется на то, чтобы, например, снять с транспортных средств установленный магнитофон, что-то заменить. Предположим, незапланированно надо заменить генератор, доукомплектовать машину запасными частями и т.д. На все это уходит время, а если еще глава предприятия отсутствует или прячется, то военные теряют драгоценное время. Григорий Шеремет утверждает, что жалоб или каких-либо исков на военкомат от глав предприятий по факту изъятия транспортных средств не поступало. Но и восторга, естественно, они не выражают.

— Технику, как и личный состав, мы мобилизуем исключительно по плану, доведенному нам Минобороны, — говорит заместитель военкома Харьковской области Юрий Калгушкин. — Техника, которую мы изымаем для армейских потребностей, изначально была забронирована у владельцев на период военного или чрезвычайного положения. Хозяева КамАЗов, КрАЗов, тягачей и внедорожников четко знают, какие из их автомобилей подлежат мобилизации, поскольку, ставя их на учет, сразу получали предписания и подписывали так называемые сводные наряды. Просто происходило это в мирное время, и владельцы техники, скорее всего, не думали, что в этом возникнет необходимость. 

Время


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling