Политика

NYT: Какая правда нужна российской власти?

26 февраля 2013 17:28

 В чем разница между Дмитрием Медведевым и Владимиром Путиным? – задается вопросом на страницах The New York Times американский правовед Джеффри Д. Кан. И сам же отвечает: «Разница в том, что один из них просит у экспертов откровенного совета, а другой – за этот совет наказывает».

В 2011 году Кан работал в группе экспертов, расследовавшей дело Ходорковского. Президентом тогда был Дмитрий Медведев, и кремлевский Совет по правам человека работал довольно усердно, пишет Кан. В работе группы участвовали девять экспертов: шестеро из России, один из Голландии, один из Германии. Единственным американцем стал Кан.

Во время работы группы информация о ее участниках держалась в секрете. Сам Кан ничего не знал о других и о том, что они делают. В апреле 2011 года к нему обратилась Тамара Морщакова (одна из ведущих российских правоведов) и предложила провести анализ второго приговора Ходорковскому, оглашенного в 2010 году. При этом работу ему предложили проделать «на добровольной основе и в условиях конфиденциальности».

Только потом Кан понял, что эта конфиденциальность была мерой безопасности, а также способом избежать всевозможных спекуляций о «заведомо ложных заключениях». В декабре 2011 года информация об участниках группы была раскрыта, а результаты работы – представлены президенту Медведеву. Эксперты заключили, что обвинения с Ходорковского должны быть сняты.

Но совсем скоро президентом вновь стал Владимир Путин. Сразу после этого в отношении экспертов последовали обыски и допросы. Предлогом послужило расследование версии о том, что Ходорковский профинансировал «заведомо ложные заключения специалистов под видом независимой экспертизы путем выплаты денежных средств организаторам и участникам исследования». После этого в знак протеста многие эксперты уволились из Cовета по правам человека.

«Я-то американец, я работаю за пределами России, и потому защищен от гнева Путина. А вот российские эксперты – нет. В своей работе они проявили истинное мужество, особенно если учесть, с какими рисками была связана их деятельность», - пишет Кан. Их преследование, уверен он, - это послание Путина всем тем, кто хочет публично выражать свое мнение в России: «делать это небезопасно, даже если вас об этом попросило само государство».

ИноТВ


ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling