Политика

Газета «СЕГОДНЯ»: Хорошковский станет эмигрантом или Левочкин уйдет из АП

5 февраля 2013 09:12

"Сегодня" разобралась в сделке с продажей пакета телеканалов во главе с "Интером"

История с продажей пакета телеканалов во главе с «Интером» поставила в тупик многих в украинской политике. Внешне все выглядит как прозрачная сделка: компания Дмитрия Фирташа покупает у компании Валерия Хорошковского медиагруппу «Интер» (в которую входят, кроме телеканала-лидера, семь более мелких каналов), да еще и называется сумма — $2,5 млрд. Однако, несмотря на мегапрозрачность, разговоры о сделке не утихают до сих пор. И не случайно.

Сомнение первое — цена. Нардеп от «Батькивщины», генпродюсер 5 канала Юрий Стець, считает ее нереальной: «Активы всей медиагруппы при хороших раскладах стоят $800 млн. Это цена бренда «Интера» и принадлежащих медиагруппе частот. Как бизнес телеканалы сегодня убыточны», — сказал он нам. Той же точки зрения придерживается известный продюсер Александр Роднянский.

Сомнение второе — озвучивание цены. Это в Украине вообще делается нечасто, а тем более если речь идет о больших суммах. И вдвойне странно, что сумму сделки озвучивает пресс-служба телеканала «Интер», который является всего лишь объектом сделки, — в данном случае это могла сделать либо K.H. Media Limited Хорошковского, либо GDF Media Limited Фирташа.

Сомнение третье — отсутствие Хорошковского: еще в день сделки сразу несколько источников сообщили «Сегодня» что первый вице-премьер находится за границей (предположительно, в Монако). И все эти сомнения вместе заставляют подозревать, что здесь никакого бизнеса — чистая политика. Но какая?

Отправной точкой нынешней ситуации можно считать громкий уход Хорошковского из правительства, сопровождавшийся публичным выражением недоверия премьеру Николаю Азарову, — с этого момента «Интер» изменил политику с провластной на оппозиционную. Впрочем, Юрий Стець считает, что все началось раньше — еще до выборов: «На подготовку документов и проведение оценки нужно несколько месяцев. Подозреваю, что начало процесса купли-продажи совпало с первыми переменами на «Интере» — созданием при нем общественного совета, который следил за объективностью новостей. Здесь вопрос только в том, делал все это Хорошковский самостоятельно или все это общая игра Хорошковского и Фирташа, направленная на защиту медиаресурса. Вторая версия подтвердится в том случае, если, во-первых, «Интер» не проведет обратное изменение своей политики, во-вторых, Сергей Левочкин в ближайшем будущем перестанет быть главой Администрации президента».

Здесь, безусловно, нужно разъяснение. Хорошковский в политике является союзником группы Левочкина—Фирташа, но, в отличие от союзников, перешел в оппозицию к власти. «Если это было его единоличное решение, а группа Левочкина—Фирташа остается во власти, то теперь «Интер» должен вернуть свою прежнюю провластную риторику (и в этом случае может закрыться «Справедливость» оппозиционной Анны Безулик), а сам Хорошковский, видимо, покинет политику (возможно, на время) и станет добровольным эмигрантом вроде Романа Абрамовича (более жесткий вариант — вроде Бориса Березовского). Если же канал останется оппозиционным, это означает, что скоро в оппозиции окажется вся группа Левочкина—Фирташа. И тогда вся история с продажей — часть совместного плана бывшего и нынешнего владельцев «Интера», — говорит нам источник в ПР. Впрочем, есть и промежуточный вариант: сейчас канал займет нейтральную позицию и будет использоваться как рычаг, с помощью которого упомянутая группа будет пытаться сохранить свои позиции во власти.

«ХОРОШКОВСКИЙ ПРОПУСТИТ ВЫБОРЫ-2015»
Сторонником промежуточного варианта является политолог Михаил Погребинский: «Безусловно, у группы Левочкина—Фирташа нет цели уйти в оппозицию и нет такого желания. Однако у них есть цель использовать ресурс «Интера» для маневра. Фирташ ведь вроде бы купил этот канал для того, чтобы он снова стал лояльным к президенту и премьеру, и «Интер» таким может стать — но при одном условии: если у Левочкина и Фирташа все будет хорошо. Однако на случай когда не все будет хорошо, есть и запасной вариант — Виталий Кличко и его УДАР, которые являются одной из ставок этой группы и которые могут получить в свое распоряжение «Интер». То есть Кличко при любых раскладах будет присутствовать на канале, но может стать на нем и первым номером. Таким образом группа Левочкина—Фирташа показывает, что с ней следует считаться».

Его коллега Вадим Карасев склоняется к первому варианту: «Только неправильно называть Хорошковского новым Березовским или Абрамовичем, потому что Березовский — критик режима, а Абрамович — его кошелек. Хорошковский не будет ни тем, ни другим. У него были политические амбиции, но реализовать их в нынешней власти не удалось, а воевать с ней сейчас — это безумие. Потому найден вариант, который устроил всех: с одной стороны, Хорошковский сохранил лицо, так как «Интер» продан Фирташу, который является его союзником, с другой — Фирташ глубоко инкорпорирован в бизнес-схему власти, поэтому переход канала в его руки власть устраивает. А сам Хорошковский остается просто богатым человеком. И это, на мой взгляд, очень умное решение. Возможно, он когда-нибудь вернется в украинскую политику, чтобы финансировать или возглавить некую третью силу, и в этом случае станет нашим Прохоровым. Но это случится только после 2015 года — ближайшие президентские выборы Хорошковский пропустит».

ХОЗЯЕВА ГОЛУБОГО ЭКРАНА. Практически все топ-телеканалы Украины являются собственностью представителей отечественного большого бизнеса. Метаморфозу, подобную той, которую переживает ныне «Интер», пережил в 2009-м «1+1»: его собственник Игорь Коломойский первоначально поддерживал Юлию Тимошенко, однако после того, как она отменила выигранный им тендер по Одесскому припортовому заводу, перешел в лагерь противников тогдашнего премьера. Умеренно оппозиционным является 5 канал Петра Порошенко. Остальные крупные каналы придерживаются более сбалансированных позиций: нет резких шатаний у медиагруппы «Украина», принадлежащей Ринату Ахметову, и у принадлежащей Виктору Пинчуку StarLightMedia, в которую входят ICTV, СТБ и Новый канал. Единственным исключением среди крупных каналов является Первый канал (более известный как Первый национальный или УТ-1) — он принадлежит государству. В силу этого его позиция меняется вместе со сменой президента.

Дмитрий Коротков



ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling