блоги
8 липня 2014
7235
Небольшая демифологизация, или почему Майдан - часть западной культуры

Российские критики цветных революций и особенно событий в Украине (Майдан, гражданские протесты, уличные бои) чаще всего сосредотачивают свой обличительный пафос на нескольких "болевых точках", чтобы "накрыть" своей пропагандой как можно более широкие слои населения. Для не особо просвещенной молодежи из провинции, где все еще строят развитой социализм и цветут красно-пролетарские настроения, совмещенные с государственным православием, есть заготовка о "фашизме". Инернет в подобных кругах не в чести, информацию черпают из газет и ТВ, патриотический советский дискурс все еще определяет сознание. Опровергать реплики о "укрофашизме" не имеет смысла - они действуют тем сильнее, чем слабее у человека развито самостоятельное мышление. Если кто-то всерьез утверждает, что Порошенко, Коломойский, Тимошенко или студенты с Майдана - "фашисты", то он не в состоянии осмыслить происходящее, а потому переубеждать такого человека нет смысла.

25 червня 2014
6183
Младоевропейские Робинзоны и советские Пятницы: как ужиться на одном острове

Раздумывая над темой для статьи, я поняла, что мне напоминают события на юго-востоке Украины. Подобные картины можно было видеть во многих странах, так или иначе вводивших прогрессивные преобразования. Разница в том, что обычно в тех странах ситуацию не запускали так серьезно.

Представьте себе такую картину. В стране N отменили несправедливый закон, реализовали технологический прорыв века, легализовали что-то хорошее, получили независимость. На улице праздник, люди общаются и веселятся. Внезапно эту картину нарушает какое-то перемазанное навозом колченогое существо с низким лбом, короткими пальцами и нечесаной бороденкой. В которой видна капуста. Этот персонаж, как будто сбежавший с острова доктора Моро, нецензурно орет: "Эфта чё тут, ..., я ща всех ... тут, которые враги народа!". Он требует соблюсти его права - дать ему территорию для его законов, потому что он борется с местным либеральным фашизмом во имя духовности и морали. Существо вооружено, на левом рукаве имеет повязку со свастикой, а на правой - с серпом и молотом. Оно размахивает оружием, называет себя чрезвычайным послом за мир и сообщает, что его уже поддержали тонтон-макуты, Корпус стражей против мирового масонского заговора, партия "Каннибалы за антифашизм" и пара стран, которые готовы прислать помощь в поддержку духовности и антифашизма.

3 червня 2014
12933
Украина. Чечня. Образ Врага. Структурные особенности постсоветской пропаганды
25 травня 2014
3395
Небольшая демифологизация, или почему в Украине нет хунты

СССР и его нынешняя "правопреемница" РФ преуспели в мифологизации. История, социология, статистика - мифологизировалось и искажалось буквально все. Граждане Союза не должны были знать правду о Западе - только страшные истории об умирающих рабочих женщинах, перед смертью вкладывающих иссушенную грудь в рот уже мертвому младенцу; все это, разумеется, под зловещий хохот буржуев.
Мифологизации подлежала - и подлежит - российская, советская история и история окружающих стран. Одним народам скармливали миф о "дружбе и братстве", другим - о "необходимости революции и социалистическом изобилии". Когда Союз рухнул, "братья" с облегчением разбежались, и пропагандистский аппарат пришлось перестраивать. В 90-е этим занимались патриотические и коммунистические оппозиционные фашисты из КПРФ, ЛДПР, НБП, Арктогеи и т.д. В "нулевые", когда к власти пришел Путин с пеплом СССР, который стучал в его грудь, разработкой патриотической пропаганды занялось государство, добившись значительных успехов. Качество этой пропаганды крайне низкое - она целиком содрана с советских образцов; однако много денег плюс жажда реванша сделали свое дело - и жвачка, выплюнутая тридцать лет назад, опять вернулась в рот русского народа.

6 травня 2014
15282
Судьбоносная геополитика, или Почему Украина неизбежна

XX век был, помимо всего прочего, эпохой создания новых молодых наций. Он разрушил старые имперские парадигмы и создал новую модель отношений между странами и континентами. В контексте западной части Российской империи и СССР XX век стал веком Украины. Она утвердила свою неизбежность, суверенность и автономность. Трижды она отделялась от России - после Октября, во время Второй мировой и во время распада Союза. Пройдя множество испытаний и бед Украина вступила в XXI век в качестве самостоятельного государства. Важную роль Украины в распаде СССР, а также высокую сознательность украинцев в области нацбилдинга подчеркивали многие западные мыслители, политики и стратеги. В частности, Бжезинский писал в книге "Великая шахматная доска": "Политическая самостоятельность Украины ошеломила Москву и явилась примером, которому, хотя вначале и не очень уверенно, последовали другие советские республики".

Сьогодні
більше новин
delta = Array ( )