Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™
1 23 4 5 6 7 8 9 10
Наше завтра
Мы так долго ждали поколения, не жившего при «совке», что не заметили, как ровесники Независимости уже оканчивают учебу в вузах. Родившиеся в первой половине 90-х сегодня составляют 2,5 миллионную армию студентов, которые по идее должны были бы стать авангардом социальных изменений в стране. Юношеский максимализм, жажда справедливости, не желание прогибаться под изменчивый мир всегда делали продвинутую молодежь главной движущей силой всевозможных протестных акций. В теленовостях то и дело можно увидеть, как по миру вспыхивают массовые очаги недовольства учащихся. Украинская новейшая история с ее революцией «на граните» и Майданом-2004, тоже наглядный пример того, как 20-летние способны вершить судьбы страны. Однако, нынешние студенты в основной своей массе неорганизованны, безынициативны, разобщены и по большому счету абсолютно безразличны к будущему своей страны. Конечно, нельзя стричь всех под одну гребенку, но поскольку Харьков традиционно считается молодежным городом, а в вузах «первой столицы» гранит науки «грызут» более 200 тысяч человек, то происходящие процессы здесь особенно заметны. Поэтому хочу высказать свои соображения о тенденциях, которые не могут не настораживать. К сожалению, приходится констатировать, что, как явления, студенческого движения в Украине сегодня не существует. Молодые люди не хотят ничего менять, им фактически нечего предложить обществу на уровне идей и смыслов. Аполитичные, инфантильные, усталые от жизни, они из интеллектуальной прослойки превратились в умственный пролетариат, которому лень сдавать сессии и творчески осмысливать происходящее. Для движения вперед у многих из них нет никакой мотивации. Наука в стране абсолютно не востребована, блат и связи решают все, родительский пример, как правило, показывает бесперспективность образования. К тому же всегда есть более легкие пути достижения цели: зачет можно купить, реферат скачать в Интернете, в случае проблем - полюбовно договориться с зав.кафедрой. Работа по специальности давно уже стала советским анахронизмом, а «корочка» диплома не более чем условие для презентабельного резюме. По данным фонда «Демократические инициативы», средний размер взятки за экзамен в украинских вузах составляет 376 грн. Оборот коррупционных средств в университете областного центра с численностью 5 тыс. человек доходит до 2 млн. долл. в год. Три четверти студентов не скрывают, что дают педагогам «на лапу». 43% в принципе лояльно относятся к проявлению коррупции в вузах, считая их нормальным способом решения вопросов и неотъемлемой частью жизни. Стоит ли после этого удивляться, что желающих за 50-100 грн. помахать флажками на митинге под любыми лозунгами всегда находится предостаточно. Беспринципность, безответственность, не самостоятельность в принятии решений – характерные черты нынешнего студенчества. Таки понятия как честь мундира и корпоративная солидарность давно уже канули в Лету. Конечно, никто не призывает вернуться к временам Бисмарка, когда обладатель шрамов на студенческих дуэлях имел больше шансов на продвижение по службе, чем владелец диплома с отличием. Но стихийные протесты, которые порой возникают в отдельных вузах, так и остаются местечковым событием. Даже всеукраинская кампания по отставке Табачника как-то быстро сошла на нет, а ее активисты имели серьезные неприятности, вплоть до отчисления. Тема патриотизма это вообще отдельный разговор. Не секрет, что половина студентов больших городов – люди приезжие, которые относятся к месту учебы с психологией варягов. Около 70% учащихся при первой же возможности хотят уехать за рубеж, поскольку не видят перспектив дальнейшей профессиональной реализации в Украине. Понять их вполне можно: европейские вузы сегодня предлагают достойную альтернативу, которая обходится, зачастую, дешевле и качественней отечественных аналогов. Эмиграция, как выход от беспросветности нынешних реалий, становится доминирующим настроением в среде вчерашних школьников. При этом, лелея наполеоновские планы, менее пассивными студенты от того не становятся. Как первая генерация потребительского общества они все также ленивы и не любопытны. Хотят, чтобы им все объяснили, разжевали, написали, а лучше вообще заполнили анкету и отправили на конкурс или стажировку. Рискну на себя навлечь шквал критики, но смею утверждать, что большинство нынешних студентов представляет собой гнетущее впечатление. Ими легко манипулировать, они в целом безграмотны, оторваны от культурных традиций старших и совершенно равнодушны к происходящему в стране. Зачастую социальная пассивность это даже не их вина, а беда. Поскольку ценностные ориентиры потерянного поколения закладывались в лихие 90-е, а формирование личности припало на эпоху гегемонии социальных сетей. Если от пенсионеров уже никто не ждет никаких изменений, то общественная инертность двадцатилетних не может не удручать. Студент по своей сути должен быть идеальным двигателем прогресса, зачинщиком перемен и революций в самом широком смысле этого слова. Особенно в молодом государстве, где только вырабатываются определенные модели и стереотипы поведения. Для этого у него есть все необходимые предпосылки. С одной стороны студент юн, нетерпим к проявлениям лицемерия, закостенелости и фальши. Он хочет переделать весь мир под себя, варится в интеллектуальной среде и занимается интеллектуальным трудом. Он готов действовать, имея заряд сил, оптимизма и жизненной энергии. В то же время двадцатилетние еще, как правило, не обременены семьей, грузом обязанностей и прошлых ошибок. Максимализм, коммуникабельность, желание свернуть горы, помноженные на студенческие традиции, могли бы стать мощным толчком к давно назревшим преобразованиям в Украине. При уничтожении среднего класса, обнищании пенсионеров и доведения до рабского состояния бюджетников, рассчитывать на воплощение евроинтеграционных устремлений можно бы было на «завтра» страны, но социальная апатия и не желание брать на себя ответственность превратило студенчество в серую, разобщенную, безликую массу. Она может преданно болеть за «Металлист», но полениться пойти проголосовать за своего кандидата. Возмущаться объединением вузов, но не выйти на акции неповиновения, как это сделали сумские студенты в мае 2004-го. Гневно протестовать Вконтакте против поборов «преподов», но не создавать альтернативные студенческие профсоюзы ради отстаивания своих прав. Время стройотрядов, поездок на целину и комсомольских собраний безвозвратно минуло. На смену им за двадцать лет ничего не пришло, а образовавшийся вакуум расслабил поколение ровесников Независимости, не сумевших создать ничего нового. Им нечего бояться, что за неуспеваемость их отчислят или загребут в армию. На нынешнего студента преподаватель должен молиться, ибо от количества заполненных зачеток зависит его зарплата и будущая научная пенсия. Возможно, это не так сильно сейчас бросается в глаза, но в свете стратегических перспектив Украины, отсутствие студенчества сегодня едва ли не ключевая общественная проблема. Реальная евроинтеграция без этой 2,5 миллионной армии будет невозможна. Пролетарию нечего сказать. Его запросы примитивны: нужна лишь нормальная заработная плата, адекватные условия труда, понятная идеология и доступные развлечения. Бюргер добавит к этому списку интеллектуальные потребности, семью и школу, возможно религию и высшие ценности. Украинскому бизнесмену любого калибра всегда есть что терять. Поэтому рассчитывать на кардинальные изменения в будущем, кроме как на сегодняшних студентов, в общем-то, не на кого. В том числе и по этой причине «третьему сектору» надо усиленно начинать работать именно с ними. Вопреки прадедушкам ректорам и пугливой профессуре, отсутствию неформальных клубов и креативу самим молодых людей, неповоротливости государственной системы и заскорузлости внутривузовской среды. За редким исключением, университеты сегодня превратились в террариумы единомышленников, заповедники консерватизма и конклавы приспособленчества. Они давно стали национальными, но прекратили быть украинскими, сместили акцент с качества на количество, заменили традиционную автономию на администрирование продажных чинуш из Міносвіти. «Супермаркет» по выдаче дипломов затмил дух новаторства и свободомыслия, вбивая последний гвоздь в крышку гроба советской «образованщины». Естественно, студенты, выросшие в независимой Украине, все это прекрасно чувствуют. Поэтому в сложившейся ситуации винить нужно не только их. Проблема гораздо глубже. Знаю доподлинно, что в минувшие выходные в некоторых школьных дворах Харькова пылали костры, которым бы позавидовали фашистские идеологи. Так сжигали учебники прошлых лет без грифа МОН, чтобы, не дай Бог, их не обнаружила высокопоставленная столичная комиссия. Учителя погуманнее заставляли старшеклассников разобрать кипы книг по домам, пока не утихнет буря. Но, как по мне, самое страшное во всей этой истории другое. Ни один, я подчеркиваю, ни один директор или учитель полуторамиллионного города не отважился на камеру или на диктофон заявить об этом во всеуслышание. И оттого, что мы трусливо молчим наше завтра становится нашим вчера, а каждое новое поколение продолжает нести на себе печать потерянного
Связанные одной цепью
Спустя два года после ареста Юлия Тимошенко прощается с украинской пенитенциарной системой. Самая известная узница страны в ближайшее время уедет лечиться в Германию, и нет сомнений, что на Родину она вернется уже в совершенно другом статусе. В разные годы в харьковских казематах сидели патриарх Иосиф Слепой и революционер Артем (Сергеев), диссидент Мирослав Маринович и поэт Павел Грабовский, этнограф Борис Гринченко и публицист Иван Багряный. Последний, кстати, довольно подробно описал свои мытарства на нарах в романе «Сад Гефсиманский». Каждый из них, выйдя на свободу, сделал свои выводы из пребывания в заключении, но, однозначно, тюремный опыт кардинально повлиял на их дальнейшую судьбу. Как изменилась за это время Юлия Тимошенко, мы узнаем совсем скоро, а пока вспомним тех, кому камеры и застенки дали новый импульс для реализации своих планов. История знает немало случаев, когда «места не столь отдаленные» становились отправной точкой в жизни властителей дум. Трудно себе представить творческий путь Тараса Шевченко или Федора Достоевского без каторг и скитаний, Александра Солженицына или Льва Ландау без лагерного прошлого, Максима Рыльского или Иосифа Бродского без ссылок, Ивана Франко или Сергея Параджанова без арестов. Кумиры не одного поколения: Степан Бандера, Владимир Ульянов, Лех Валенса, Вацлав Гавел и многие другие политики ХХ века стали теми, кого мы знаем, во многом благодаря своему тюремному прошлому. Наверное, они вошли бы в историю, и не примеряя арестантские робы, но лишение свободы стало для большинства из них отправной точкой в продолжении начатой борьбы. После гонений и преследований у лидеров уже не было морального права отступать, а суровая правда жизни за решеткой делала их мужественнее и мудрее. В Украине осужденные, как минимум, трижды баллотировались на самый высокий пост страны. Но если политзаключенным Левку Лукьяненко и Вячеславу Черноволу не суждено было стать президентами, то дважды судимому за уголовные преступления Януковичу народ доверил держать булаву. Гордиться тут, естественно, нечем, но, между делом заметим, что это уникальный случай в новейшей мировой истории. Напомним, нынешней глава государства был осужден по ст. 141 ч. 2 УК УССР (грабеж, соединенный с насилием) и приговорен к 3 годам лишения свободы с отбытием наказания в трудовой колонии для несовершеннолетних. «Тюрьма делает человека более ответственным. Конечно, это человека травмирует, но закаляет и дает возможность задуматься над жизнью намного глубже, чем в том случае, когда ты этого не знаешь или к этому не прикасаешься», - однажды произнес четвертый президент Украины, и не верить ему в данном вопросе нет оснований. Хотя среди диктаторов были прецеденты и похлеще. Целых шесть «ходок» на счету Иосифа Сталина, и всего лишь однажды его «упрятали» за решетку по политической статье. Все остальные сроки он получил исключительно за разбой. В начале ХХ века молодой идеолог партии за отдельную плату устраивал на Кавказе форменные грабежи и налеты. Банда Джугашвили держала в страхе нефтяных магнатов в Баку. Будущий «вождь всех народов», конечно, не опускался до воровства шапок, а предпочитал играть по-крупному, грабя грузинские банки и казначейства. Апогеем бандитской деятельности Кобы стало нападение на пароход «Император Николай I». На его фоне даже Ленин выглядит не таким уж отпетым рецидивистом. Володю Ульянова арестовали в 25 лет. После 14 месяцев отсидки в тюрьме он был на 3 года сослан в село Шушенское Енисейской губернии, где обвенчался с Надеждой Крупской. Другой вождь, Адольф Гитлер сидел за решеткой всего месяц из трех положенных и успел за это время написать свою знаменитую книгу «Моя борьба». Причем в тюрьме фюрер содержался в весьма комфортных условиях, его камеру убирали другие зэки, а самому главарю нацистов было разрешено постоянно принимать посетителей. Из всех будущих правителей своих стран, пожалуй, больше всех, - целых 27 лет, - пробыл в заключении президент ЮАР Нельсон Мандела. Изначально ему дали «пожизненное» в одиночной камере, но под давлением мировой общественности все-таки выпустили. Не менее жестко реагировал Запад и католическая церковь в лице папы Иоанна Павла II на арест Леха Валенсы. Лидер «Солидарности» провел за решеткой 11 месяцев, а через почти десятилетие с лозунгом «Я не хочу, но должен» без проблем выиграл президентскую кампанию в Польше. Отпуская своих политических оппонентов на волю, любой правитель прекрасно понимает, что тем самым он очень сильно рискует. Наиболее яркий пример в истории на эту тему – Фидель Кастро, которому изначально дали по-максимуму. Коменданте на 15 лет упрятали в камеру-одиночку напротив тюремного морга без права читать или вести переписку. Однако через два года Кастро был освобожден по всеобщей амнистии и эмигрировал в Мексику. Именно там он с соратниками готовил знаменитую кубинскую революцию, впоследствии свергнувшую режим Батисты. Позже кубинский президент Фульхенсио Батиста-и-Сальдивар очень сожалел о содеянном, и неоднократно отдавал приказы тайной полиции уничтожить строптивого Фиделя. В свое время на нарах оказался и недавно умерший президент Венесуэлы Уго Чавес. Эксцентричный подполковник командовал армейскими колоннами, вышедшими с протестом против антинародного режима на улицы Каракаса. Повстанцы заявляли, что это мирная акция, они не планируют захват власти, а намерены всего лишь реформировать ее путем создания Учредительной Ассамблеи. На практике все оказалось иначе - протест перерос в массовые вооруженные столкновения. Когда в результате боев пролилась кровь, Чавес решил добровольно сдаться властям и призвал сторонников прекратить сопротивление. Всю ответственность за подготовку и организацию мятежа он благородно взял на себя. Срок впаяли ему солидный. Однако после 2 лет заключения тогдашний президент страны Рафаэль Кальдера помиловал повстанца, а уже через 4 года Уго Чавес законным образом победил на президентских выборах в Венесуэле. Это сейчас в стабильной и преуспевающей Южной Корее президент женщина, учившаяся одно время даже в духовной семинарии. А в 60-70 годы здесь правил генерал Пак Чон Хи, которого до сих пор некоторые корейцы склонны считать диктатором. По молодости он вступил в коммунистическую партию, хотя на тот момент состоял в рядах японской армии. Для настоящего самурая это был не просто позор, но и серьезное нарушение закона. Изменника родины, Пак Чон Хи арестовали и приговорили к смерти. Чтобы избежать казни он, ничуть не сомневаясь, выдал всех остальных членов ячейки и через некоторое время, благодаря «стукачеству», вышел на волю. Став оппозиционером, южно-корейский лидер, в конце концов, пришел через путч к власти, а затем после долгой политической карьеры был убит главой национальной разведки. Куда достойнее вели себя на нарах узницы режимов, которым позже было суждено стать главами своих держав. Первая женщина-президент африканской страны, нынешний лидер Либерии Элен Джонсон-Серлиф с честью вынесла тюремное заключение. Закончив Гарвард, она вернулась на родину, став преуспевающим министром финансов. Однако публичная критика военного режима обернулась для нее десятью годами тюрьмы. Правда, вскоре ее освободили и выгнали из страны. Став лидером оппозиции в экзиле, она сумела вернуть себе первенство в родной партии, а позже победить на президентских выборах. Два года назад темнокожая «железная леди» или «бигмама», как называют ее на родине, удостоилась Нобелевской премии мира. Не менее драматично сложилась судьба 34-го президента Чили, полиглотки Мишель Бачелет, которая с 2006 по 2010 годы правила этой южноамериканской страной. Продолжая дело отца, она оказалась в застенках в 22 года, будучи на тот момент еще студенткой медицинского факультета. В тюрьме Мишель и ее мать долго и жестоко били, добиваясь признания, что они помогали «банде Альенде» и работали у него связными. Однажды их заперли в подвале на пять суток без еды и питья. Лишь через год друзья отца сумели вызволить их из тюрьмы и переправить в Австралию. Еще один пример для подражания - премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто. В своих мемуарах она вспоминает невыносимую жару в камере, от которой трескалась и слезала кожа. Тюрьма кишела огромными муравьями, пауками и мухами. Спрятаться от них можно было только под толстым вонючим одеялом. Но суровые условия содержания под стражей закалили характер Беназир. После освобождения она с головой ринулась в политику. Бхутто дважды становилась премьером, затем вынуждена была скитаться в эмиграции, терпеть всевозможные лишения и невзгоды, но ни на секунду не прекращала борьбу. Ее не пугало даже то, что Усама бин Ладен пообещал за ее голову награду в 10 млн. долларов. Смелая женщина боролась до конца, пока ее не подорвал террорист-смертник. Вековой народный опыт учит не зарекаться от сумы да от тюрьмы. Люди попадают за решетку в силу разных обстоятельств: по политическим мотивам и из-за собственной глупости, от необузданности пороков и по наклепу недругов, принося себя в жертву и убегая от реальности. Рыцарь духа Євген Сверстюк и боксер-насильник Майкл Тайсон, генерал Григоренко и рок-музыкант Джими Хендрикс, Эдуард Лимонов и Оззи Озборн, Лари Кинг и Мигель де Сервантес – все они столь разные и непохожие связаны одной невидимой цепью, олицетворением которой являются наручники и небо в клетку. Во все времена власть была слишком притягательна, чтобы рисковать ради нее свободой. Украинские реалии последних лет тоже дают повод говорить о политиках, переживших тюремный опыт. Если раньше лишь Андрей Шкиль, проведя год под арестом в следственных изоляторах МВД, прямо из заключения попал в парламент, то сегодня среди политической элиты разных партий есть люди, которым, волею судеб, пришлось побывать на нарах. Некоторым, по всей видимости, предстоит лишиться свободы уже после смены власти. Наверное, не все из них, как Юрий Луценко, смогут сказать, что самым тяжелым в тюрьме было невозможность послушать нормальную музыку, но то, что люди после заключения становятся другими, факт бесспорный. Конечно, до того момента, как Юлия Тимошенко сможет снова пройтись по главной улице Харькова, как это уже было три года назад, пройдет немало времени. Но что на самом деле она думает, как видит будущее, какими методами и средствами собирается действовать дальше, по всей видимости, мы скоро узнаем. Чтобы понять стала она милосерднее или обозлилась от пережитого, надо, как минимум, увидеть глаза и услышать ее голос. Во многом от двух сидевших в тюрьме лидеров страны зависит сейчас судьба 45 миллионной нации. К ним можно по-разному относиться и даже обоих ненавидеть, но если они сегодня не договорятся, то Украина утратит свой исторический шанс. А, значит, еще сотням людей придется сидеть за решеткой, отстаивая наше общее право на свободу
Квасной патриотизм
Сегодня уже всем очевидно, что прозападный курс Украины развяжет руки Кремлю по ужесточению давления на нашу страну. Можно не сомневаться, что после подписания соглашения об ассоциации с ЕС, помимо экономического прессинга, Россия еще больше усилит культурное и церковное воздействие на восточные регионы. Путин и патриарх Кирилл понимают, что политическую войну за Украину они уже проиграли, но битва за умы сейчас находится в самом разгаре. Не секрет, что почти треть украинских граждан выступают против евроинтеграции, а, значит, потенциально их еще можно агитировать за «русский мир». Вопрос только в том, как именно это делать? В стране, где Дальний Восток и Сибирь постепенно оккупируют китайцы, где постоянно дает о себе знать «пороховая бочка» Кавказа, а на Курбан Байрам приходит в Москве больше мусульман, чем православных на Пасху, нужна некая универсальная идеология. В России ее по большому счету сейчас нет, а то, что отработано столетиями, сводится лишь к поиску врагов: сначала внешних, а затем и внутри собственной державы. К первым давно уже причислены «тупая» Америка, «развращенная» Европа, непокорная Грузия. В последнее время поток негатива российских СМИ стал все больше перемещаться по направлению к Украине. С одной стороны, не надо строить иллюзий - после успеха на Вильнюсском саммите на первых порах экономике нашей страны даже с «Рошеном» придется несладко. Особенно если учесть, куда завели ее нынешние правители. Поэтому злорадство северных соседей, с фразами «теперь вы убедились к чему ведет западничество», будет захлестывать кремлевский агитпром. Если имперская истерия так довлеет над умами во время боксерского поединка, то можно себе только представить в каком свете покажут евроинтегрируемую Украину московские масс-медиа. А поскольку кабельное телевидение заточено преимущественно на российские каналы, то промывание мозгов коснется и наших сограждан. С другой стороны, в России все отчетливей прослеживается попытка вернуться к классической триаде «Православие. Самодержавие. Народность». Все, что не вписывается в эту концепцию, отодвигается куда-то подальше, на исторические задворки. Приведу несколько характерных примеров. Не так давно директор Пушкинского дома Н.Скатов в журнале «Русская литература» утверждал, что автор стихотворения «Прощай немытая Россия» вовсе не Лермонтов, а его коллеги научно доказывали, что произведение со словами «страна рабов, страна господ» является идеологической диверсией. В интеллектуальных кругах обеих российских столиц все чаще негативно упоминаются имена Салтыкова-Щедрина и Некрасова, критиковавших отечество. В Москве Чаадаева вообще уже заклеймили позором. Пушкина выгораживают, якобы, он по молодости связался с автором «Философических писем», которого потом признали в империи первым официальным сумасшедшим по политическим мотивам. Впрочем, Александру Сергеевичу за его эфиопские корни тоже досталось. Русская православная церковь недавно переиздала сказку «О попе и его работнике Балде» в подцензурной редакции Жуковского, где пушкинский поп заменен на купца. В некоторых изданиях Волошина не печатается его «Дом поэта» со словами - «За полтораста лет - с Екатерины - Мы вытоптали мусульманский рай...». Еще свежа в памяти история, как на Оренбургском ГТРК прошел сюжет, где Тараса Шевченко сравнили с Гитлером. Не удивлюсь, если на волне евроинтеграционных процессов скоро в антирусском духе станут обвинять Гоголя или Булгакова. Вслед за литературой в России сейчас идут нападки и на инакомыслящих в живописи. Так 27 августа 2013 года полотно Васнецова «Встреча Олега с кудесником» признано Ленинским районным судом города Кирова экстремистским. В картине суд увидел национальную, расовую и религиозную вражду. Было решено, что «она унижает национальное достоинство, пропагандирует исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, к национальной или расовой принадлежности». Пожалуй, самым показательным случаем нетерпимости стало недавнее обращение группы православных историков и общественных деятелей убрать из Третьяковской галереи картину Репина «Иван Грозный убивает своего сына». По их мнению, картина вместе с рядом других полотен галереи клевещет на русский народ, русское государство и русских благочестивых царей и цариц. Как утверждают ревнители старины, современной наукой, якобы доказано, что Грозный своего сына не убивал, и все это лишь слухи, чтобы оклеветать добропорядочного Ивана Васильевича. В письме к министру культуры РФ ученые даже вспомнили о «пренебрежении художника к русским православным традициям» и о том, что «сам Репин не скрывал, что его картина направлена против самодержавной монархии, то есть против русского государства». Припомнив художнику все его грехи, авторы идеи предложили в письме поставить памятник Ивану Грозному и поблагодарить русских царей. Что же касается украинского Репина, то, по их мнению, он уже получил свое «божье наказание»: у него отсохла правая рука, и он не мог не только писать картины, «но и перекреститься». Один из лидеров «Митьков» Дмитрий Шагин поиронизировав, предложил противникам «сыноубийства» Репина обратить внимание на другие известные работы художников. В качестве примера он привел картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», назвав ее «неполиткорректной». «В том письме, как говорят, были нецензурные слова, - пояснил лидер «Митьков». - Кроме того у Николая Ге есть картина «Петр Первый допрашивает царевича в Петергофе». Дальнейшая судьба царевича известна». Шагин также обратил внимание на творчество передвижников, отметив в их работах «сплошное оскорбление чувств верующих». «Возьмите хоть «Крестный ход в Курской губернии» того же Репина или картину Перова «Чаепитие в Мытищах», - постебался "митёк". Замечу, что за всем этим мракобесием стоят не какие-то маргиналы, а весьма авторитетные люди. Так, например, против Репина поставил свою подпись профессор СПбГУ, экс-декан истфака Игорь Фроянов. Голодомор, как геноцид в Украине, среди ведущих российских историков вообще признают единицы. Уже более 20 лет у наших северных соседей идет кампания за канонизацию Ивана Грозного. Активным ее пропагандистом является известный бард Вероника Долина. В некоторых храмах висят даже иконы «Великий игумен Всея Руси». И хотя официально РПЦ всячески противится прославлению Ивана IV, но предыдущий патриарх тоже высказывался, что не будет никакой канонизации Николая II, а потом она все-таки состоялась. За нашего земляка Илью Репина особенно обидно, поскольку в 1913 году его картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» уже однажды пострадала от ножа старообрядца Абрама Балашова. Тогда он нанес три удара лезвием по лицам изображенных, выкрикивая «Довольно крови! Долой кровь!». Лица художнику пришлось воссоздавать фактически заново. Хранитель Третьяковской галереи Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд, а сам Балашов, по распоряжению царя, был помещен в сумасшедший дом. Кстати, после этого Максимилиан Волошин встал на защиту вандала, за что был подвергнут общественной обструкции. «Моя публичная лекция о Репине вызывает против меня такую газетную травлю, что все редакции для моих статей закрываются, а книжные магазины объявляют бойкот моим книгам», - писал сто лет назад Волошин. За 28 лет до вышеописанных событий к Александру III с письмом обратился Победоносцев. Он утверждал, что ему приходят возмущенные письма граждан, требующие убрать антиправительственное полотно. Царь послушался обер-прокурора Святейшего Синода и на три месяца наложил цензурный запрет. Лишь благодаря мужеству Третьякова, который лично посетил мастерскую Репина и приобрел картину, мы имеем возможность лицезреть это произведение искусства. Аналогичная ситуация произошла с полотном Перова «Сельский крестный ход на Пасху». Ее тоже считали клеветнической по отношению к русскому народу и духовенству. Весь этот историко-культурологический экскурс я привожу лишь для того, чтобы показать, что Россия уже переживала подобные настроения. Чем все это закончилось через несколько лет, мы тоже хорошо знаем. Идеология путинского самодержавия может базироваться исключительно на православии гундяевского образца и квасном патриотизме всевозможных «русских витязей», монархистов-державников и почвенников-славянофилов. Иных альтернатив у кремлевской пропаганды, к счастью для нас, сегодня просто нет. Опорой для России в период безыдейного секулярного общества эпохи Твиттера способна стать только патриотическая платформа. При дефиците общественного согласия, социальных перспектив и общей социальной пассивности она всегда становилась палочкой-выручалочкой для поборников Святой Руси. Заметим, к слову, совершенно ментально чуждой сегодня для подавляющего большинства наших сограждан. Однако, если ей и дальше противопоставлять примитивный украинский национализм, то разговоры о евразийской мечте будут вестись еще долго. Пока евроинтеграция у нас большей частью идет не изнутри, как это было в Прибалтике или Польше, а в пику имперским замашкам России. Чем больше они беснуются, запрещают и вставляют палки в колеса, тем ощутимее проукраинские настроения в обществе. Но в этом смысле отечественный квазипатриотизм может оказаться ничем не лучше соседского. И когда после Вильнюсского саммита Россия перекроет нам все что только можно, ЕС начнет диктовать свои условия, а романтические желания не совпадут с реальными возможностями страны, то есть опасность, что квасные патриоты разочаруются в цивилизационном выборе Украины. Тогда начнется дискредитация самой идеи евроинтеграции, возникнут геополитические «противсихи» и у Кремля снова появится шанс втянуть нас в свою орбиту. Однако, на сей раз вырваться из «братских объятий» будет уже куда сложнее, чем прежде, и историческую миссию «Геть от Москвы!» придется переносить еще на одно поколение
Колесо історії
«Що ви тут казали про нашу дійсність - це з великим задоволенням передрукував би фашист Донцов у своєму «Літературному віснику», бо так могла говорити людина, яка з фашистських позицій розглядає наше сьогодення. Ви подумайте над цим, Лесь Курбас. Справа не в тому що вас хтось називав фашистом, а те, що ви тут говорили». Цією промовою заступника народного комісара освіти А.Хвиля закінчувалась одна з найганебніших сторінок харківської історії. 5 жовтня 1933 року керівника театру «Березіль» Леся Курбаса звинуватили у націоналізмі, позбавили всіх посад, а на наступний день він змушений був назавжди залишити «першу столицю». Події восьмидесятирічної давнини стали визначальними в долі видатного українського режисера. Через декілька місяців Курбаса арештували, тривалий час тримали в Соловецькому таборі, а восени 1937 року, на честь святкування ювілею жовтневого заколоту, разом з Кулішем, Підмогильним, Зеровим, Филиповичем та іншими видатними діячами вітчизняної культури, розстріляли. У перші дні листопада 1937-го було знищено майже 300 «українських націоналістів» - письменників, журналістів, професорів, лікарів, фінансистів, учителів – вся справжня еліта того часу. «Митець завжди повинен бути в опозиції до влади», - любив повторювати Курбас, який став однією із перших жертв нової хвилі більшовицького терору серед мистецької інтелігенції. В тогочасній Україні вона проходила під модними нині гаслами звинувачення у фашизмі та буржуазному націоналізмі. Цікаво погортати сторінки періодичних видань тієї доби. «Довгий час у Харківському обласному відділі наросвіти орудувала буржуазно-націоналістична погань», – повідомлялося в одній із статей газети «Вісті». - Внаслідок цього чимало шкіл Харкова і області були засмічені колишніми петлюрівцями, есерами, боротьбистами, меншовиками, цим живильним середовищем для фашистських шпигунів». Сучасники оповідають про випадки, коли звичайних шкільних вчителів заарештовували за звинуваченням у причетності до фашистської пропаганди, посилаючись на те, що начебто вони змушували учнів малювати свастику. У шельмуванні української мистецької й наукової інтелігенції особливо відзначився заступник наркома освіти, така собі «червона людина» при тодішній владі Андрій Хвиля. В 1930 році він написав програмну працю «Трубадури українського фашизму», яку з більшовицькою ненавистю втілював у життя за часи правління Постишева. «Українські фашисти Єфремов, Донцов, Шаповал, Коновалець, Левицький, митрополит Шептицький … бачили в Шумському й Хвильовому своїх шпигунів-союзників», – писав в 1934 році товариш Хвиля, руками якого було знищено Курбаса. Романтична доба для покоління, яке згодом назвуть «Розстріляним Відродженням», закінчилась 13 травням 1933 року. Залишивши на столі записку: «Арешт Ялового вважаю розстрілом усієї нашої генерації. Хай живе Комуністична партія!» пострілом у скроню наклав на себе руки Микола Хвильовий. Два місяці по тому Україна вражена була ще одним пострілом – скоротив собі життя нарком освіти, один із провідників українізації Микола Скрипник. Голодомор на той момент вже знищив мільйони наших співвітчизників, країна перебувала на межі суспільної депресії, почуття страху та агресії панували в умах громадян. Але столичний Харків намагався випромінювати оптимізм. У театрах в переповнених залах шли вистави для пролетаріату. Паровозоремонтний завод утримував «Березіль». Влада вимагала від трупи втілення сталінських принципів «жити стало краще, жити стало веселіше». Втім, Курбас продовжував свої новаторські пошуки. Його театральна естетика абсолютно не сприймала прийоми української побутової шароварщини, протиставляючи їм метафоричність, гостроту та філософську спрямованість постановок. Це була особлива карнавальна умовність, що поєднувала елементи балагана, лубка, гротеску з високою психологічною достовірністю акторського виконання. Більшовицька влада, яка бачила світ виключно в чорно-білих кольорах, не сприймала багатогранність курбасівського таланту. Адже він одночасно був театральним режисером, актором, танцюристом-балетмейстером, піаністом, кінорежисером (напевно, одним з фундаторів серйозного українського кіно), блискучим педагогом, літератором, мистецтвознавцем, філософом театру. Його модернізм, витонченість і глибина дратувала партійних «швондерів». Готуючи влітку1933 свою останню харківську постановку - соціально-психологічну драму «Маклена Граса», - він вочевидь розумів, що підписує собі вирок. Напередодні прем’єри Курбаса запросив до себе новий керманич України Постишев, якому, незважаючи на рішення суду про його злочини під час Голодомору, і досі бовваніє у Харкові пам’ятник. «Олександре Степановичу! Ви єдиний режисер у нашій країні, здатний створити театр, гідний нашої епохи! Однак для того, щоб доручити вам таке завдання й створити біля вас найсприятливіші умови - вам треба переглянути і усвідомити весь свій пройдений творчий шлях і зректися його; засудити політично-літературну діяльність Миколи Хвильового та ВАПЛіте. Те саме зробити з діяльністю М. Скрипника; і - що найважливіше - вам треба «зарядитися» ентузіазмом до нашої історичної епохи, до нашої дійсності. Нарешті, вам треба звернути сугубу увагу на кадри вашого творчого складу. Ось гляньте, тут на столі лежить товста книга в чорній оправі! Це свідчення злочинців, які сидять у камерах ҐПУ... там чимало згадується й про декого з ваших акторів», - без натяків говорив Постишев. «Я старий солдат сцени, мені вже пізно міняти переконання, - відповів Курбас. - А якщо ви справді хочете зрозуміти, що таке істинний реалізм, приходьте на «Маклену Грасу». Щодо відсутності ентузіазму до нашої дійсності, то, Павле Петровичу, ось уже чотири дні, йдучи до свого театру, я проходжу повз труп жінки, яка померла з голоду... Її ніхто не прибирає. Такі картини не настроюють на ентузіазм». - «Шкода, - сказав Постишев. - Мені вас жаль». - «Мені вас теж», - похмуро відрізав режисер. Обом залишалося жити недовго. Постишева розстріляли майже через рік після Курбаса… Але в ту холодну осінь, повернувшись від ЦК, керівник «Березолю» запросив до себе провідних акторів театру на вечерю, яка, по суті, виявилась прощальною. «Через два дні - перегляд, можливо, нашої останньої спільної роботи. Мене може серед вас уже не бути. Тому я просив би вас продумати, до чого ми прагнули, якою була наша мета. Щоб ви пізніше мені не дорікали. Я хотів лише одного: побудувати разом з вами театр». Здача вистави відбувалась в умовах мало не військових. Площу перед театром було оточено кордонами ГПУ, сексоти сиділи поруч з акторами в гримувальнях, - чекали високих гостей. Незабаром приїхали Косіор, Затонський, Любченко, шеф ГПУ Балицький, апаратники всіх рангів і звань. Пресу пускали вибірково, звісно тільки перевірених кадрів. Ось як описує ті події актор Йосип Гірняк: «У моїй кімнаті сидів агент тієї установи. Коли я переступив поріг, він, не говорячи ні слова, почав обшукувати мої кишені. Не знайшовши для себе нічого цікавого, сказав, що можу готуватися до вистави. Сівши за свій стіл, я помітив, що приладдя для гриму були порозкидані, скриньки повідкривані, хоч ключі були при мені. Агент на моїй відпочинковій канапі докурював цигарку. Я був переконаний, що мене вже заарештовано. Прихід костюмера та перукаря нагадав, що я мушу готуватися до виступу на сцені, що за годину мусить початися прилюдна вистава «Маклени Ґраси». Очевидці пригадують, що перегляд відбувався в похмурому мовчанні залу. Обговорення не вийшло. На свій страх і ризик Курбас призначив наступного дня, 24 вересня, прем’єру. Вона пройшла тріумфально. Це було розцінено як «вилазка ворожих соціалізму сил». Після п’яти-семи показів драму Куліша «Маклену Грасу» заборонили. Утім, попри надто коротке «життя», остання «березільська» вистава Курбаса не тільки лишилася в пам’яті сучасників завдяки своїй художній довершеності, а й стала підсумком майже двадцяти років естетичних пошуків її постановника. Вона виявилась одним з останніх маніфестів «покоління повноцінних людей на Україні», проводирями якого Юрій Шерех (той самий, пам’ятну дошку якому варварські знищили у Харкові) назвав, окрім М. Куліша та Л. Курбаса, ще В. Підмогильного, Ю. Яновського, М. Хвильового, з сумом констатувавши, що «всі діла й дні цього покоління були перерізані й спалені». Ганебний процес вигнання Курбаса із Харкова вів вже згадуваний вище Хвиля. У 1938-му його теж розстріляють як «ворога народу». Але тоді він почував себе всесильним. Засідання розпочалося погрозами: «Той з акторів «Березоля», хто піде за гаслом Курбаса, - ворог нашої дійсності». За спогадами очевидців, сам режисер сидів блідий, стиснувши зуби, щоб не закричати. Його підтримали лише троє колег: корифей українського театру Іван Мар’яненко, молодий актор Роман Черкашин та режисер Борис Балабан. Проте їх виступи вже не могли вплинути на хід подій: рішення колегії було заздалегідь роздруковане і роздане всім її членам, а перед цим - набране в газеті. Курбас, як міг захищався, а наприкінці розправи, (про що навіть не згадується в стенограмі процесу), покинув зал засідань. Ось фрагмент одного із його виступів 80 років назад. «Справа в тому, що тут склока, дрібна розправа, а не думка громадськості. Тут навіть сказано, що я приховав від ДПУ справу про Хвильового. Мене називали бездарністю, неосвіченим, шкідником, я прийняв це мовчки. Коли б промовці відповідали за свої слова, то вони б спочатку перевірили. Мене обвинувачують у тому, що я провадив підпільну роботу, що я фашист. Якби радянська влада так вважала, то я сидів би в іншому місці». Збіговисько дуже нагадувало Синедріон. «Чому на Україні важко виховувати культуру? – задався питанням Курбас і сам на нього відповів. «Царат залишив гниючу народну масу. І лише радянська влада і революція має змогу з міщанської культури робити пролетарську культуру. Вона відкинула стару культуру і робить нову», - намагався пояснити свою думку керівник «Березоля». Але після фрази «гниюча народна маса» слухати режисера вже ніхто не став. Хвиля підсумував дебати: «так могла говорити людина, яка з фашистських позицій розглядає наше сьогодні. Ви подумайте над цим, Лесь Курбас. Справа не в тому що вас хтось називав фашистом, а справа в тому, що ви говорили». Актор Мар’яненко намагався заступитися за свого режисера. Лесь Курбас тут же звернувся до нього: «Іване Олександровичу! Ви справді, тут між нами присутніми - віком найстарша людина! Але вибачте; ви сивоголова дитина! Ви нічого не розумієте... До кого ви це говорите? До тих інтриганів, що зібралися, щоб наді мною тут суд чинити? Щоб тут же розправитися зі мною? Хто вони такі? Яким правом вони сміють говорити тут від імені пролетаріату? Оці пристосуванці - кар’єристи, кон’юнктурники та графомани». Наступним вечором Курбас назавжди залишив Харків, щоб через десятиріччя повернутися до нього меморіальною дошкою, театральним фестивалем, символічним пам’ятником. До речі, в минулому році, за місяць до ювілею Леся Курбаса, невідомі пошкодили барельєф на надгробному пам'ятнику режисерові на міському цвинтарі №13. Як і з вандалами, що знищили дошку Шевельову, винні й досі не покарані. Втім таблички з прізвищами Постишева, Косіора, Петровського і надалі «прикрашають» вулиці «першої столиці», обертаючи колесо історії назад
Что читают политики?
В свое время Иосиф Бродский сказал, что «свобода - это возможность ходить в библиотеку». Сегодня, когда страной правят «двоечники», у которых любимый поэт Чехов, а прозаик Анна Ахметова, говорить о литературных пристрастиях власть предержащих просто смешно. Те, кто решает судьбы страны ограничиваются пролистыванием Твиттера, отрывочными знаниями из школьной программы или в лучшем случае пересказом книжных новинок из уст своих помощников. Собственно, здесь они мало чем отличаются от своих избирателей. Больше половины украинцев книг вообще не читают, потребности такой не испытывают и уже давно не стесняются в этом признаваться. Тем не менее, сегодняшний Всеукраинский день библиотек - прекрасный повод поговорить на столь деликатную тему, как интеллектуальный уровень наших политиков. Если они на всю страну хвалятся домашними библиотеками, посещают книжные форумы и иногда цитируют классиков, значит, кроме докладных записок, что-то все-таки читают. Перелопатив Интернет, и основываясь на своих личных наблюдениях, мне удалось отыскать библиофильское зерно в украинском политикуме. Конечно, грустно, что президент путает Бабеля с Бебелем, не ведает кто такой Гулак-АртЕмовский, а, декламируя стихи поэта Павла Беспощадного, называет его Павлом Бессмертным. Зато Достоевского он теперь точно знает. Среди конфузов главы государства имел место случай, когда Виктор Федорович попытался его даже процитировать. «Я не помню, кто это сказал - что «всегда побеждает красота». Кто сказал эти слова? – спросил Янукович, обведя взглядом присутствующих. Люди начали шептаться, и, наконец, кто-то прервал паузу, подсказав гаранту из зала, что, возможно, он имеет в виду высказывание Достоевского «Красота спасет мир»? - Достоевский? - припомнил президент фамилию писателя, и тотчас же осекся, пытаясь вспомнить имя отчество. «Да, красота спасет мир», - исправился Янукович». В принципе президент у нас, скорее, писатель, чем читатель. Чехов с Ахматовой могли бы только позавидовать его гонорарам. На днях я поинтересовался у Юрия Луценко, чтобы он, как дважды судимому коллеге, посоветовал Януковичу прочесть? На что получил довольно любопытный ответ: «Тем, кому интересно, как все устроено рекомендую почитать «Вы находитесь здесь» Поттера и «Социологизированное общество» Баумана». Куда эрудированнее своего шефа в этом смысле выглядит нынешний премьер-министр. Азаров действительно много читает. Причем, если верить тому, что он рассказывает, то довольно пристойные издания. Признается, что в последнее время появилась привычка «глотать» сразу несколько книг одновременно. Литературные пристрастия его очень широки. Так недавно на рабочем столе премьера стояли «Зрелые годы Генриха IV» Генриха Манна и, не поверите, «Игра в бисер» Германа Гессе. Книгой книг Николай Янович считает «Мертвые души» Гоголя. Это лучшее, по его мнению, произведение для бюрократов всех времен и народов, а кому, как не ему, лучше об этом знать. В отличие от своего предшественника, автор книг «Записки при свете совести» и «Рожденная временем» спикер ВР Владимир Рыбак к литературе практически равнодушен. Он любит футбол и пинг-понг. А вот Литвин в свое время считался у коллег настоящим библиофилом. По его словам, каждые выходные он обязательно ходит на книжный рынок. Обожает историческую литературу. Как-то на Петровке одним махом купил «Адмирал. Трагическая судьба Колчака» Николая Черкашина, «Казачество: Путь воинов христовых» Валерия Шамбарова, «Украинский национализм» Джона Армстронга и «Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года» Лидии Ивченко. Любит читать и главная узница страны Юлия Тимошенко. Когда она находилась еще в СИЗО, то муж приносил ей многотомный роман «1Q84» Харуки Мураками и «Историю красоты» Умберто Эко. Когда Юля оказалась в Качановской ИК №54, то ее соратники выяснили, что в тюрьме нет хорошей литературы. Большинство книг там еще советского периода - о Ленине и Сталине. Тогда однопартийцы восполнили пробел. В библиотеку колонии они привезли классику, а также целую кипу современных авторов. Помнится, будучи на свободе, Тимошенко среди любимых произведений называла «Алые паруса» Грина, хотя однажды обмолвилась, что ее любимая книга «Теория справедливости» Джона Роулза. К чести Виталия Кличко, он из себя книголюба не строит. Признается, что больше любит слушать музыку. Хотя Ирина Геращенко поведала мне, что с Виталием довольно часто говорит о книгах. Еще недавно, когда дети были маленькие, он старался больше читать им. В интервью часто вспоминал героев типа «Гулливера». Как сообщили в пресс-службе партии «УДАР», из последнего прочитанного Виталием Кличко - повесть Марии Матиос «Черевички Божої матері» и роман Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка». Сейчас Виталий Кличко читает «Да, господин министр» Джонатана Линна. Арсений Яценюк из впечатливших его книг последнего времени выделил «Постамериканский мир будущего» Фарида Заария. Недавно в Львове в рамках 20-го Форума книгоиздателей активно работал стенд Фонда Арсения Яценюка «Открой Украину», где была презентована программа переводов современной украинской литературы «Книжный фонд». В ее рамках уже выданы переводы более 20 произведений украинских писателей, в частности, Юрия Андруховича, Оксаны Забужко, Марии Матиос, Сергея Жадана. Всех их лидер «Батьківщини» лично знает, неоднократно читал и искренне любит. Говорят, не так давно Яценюк получил эстетическое удовольствие от мемуаров Стива Джобса. Олег Тягнибок, как водится националисту, предпочитает великого Кобзаря. Хотя, как метко когда-то заметила Ирен Роздобудько, Тарас Шевченко, Леся Украинка и Иван Франко – «три вспомогательных флага», которые спасают украинских политиков, которые не читают и знают их творчество лишь из школьной программы. Впрочем, лично к лидеру «Свободы» это не относится, хотя доподлинно узнать его литературные вкусы мне так и не удалось. У коммуниста Петра Симоненко на рабочем столе лежат книги Фукуямы, Генри Киссинджера и Джорджа Сороса. «Это то, что мне всегда нужно», - говорит лидер КПУ. В свое время в числе любимых произведений Виктор Ющенко называл «Мою жизнь» Пантелеймона Кулиша и «Ave Europa!» Оксаны Пахлевской. Его кум Петр Порошенко любит классику мировой литературы и англоязычные издания. Например, несколько лет назад хвалился, что прочитал «The Return of Depression Economics and the Crisis of 2008» Пола Крумана. Среди книгочеев украинского политикума можно назвать Анатолия Гриценко. Одна из его любимых книг «Момент истины, или в августе 44-го» Владимира Богомолова. «Не ложусь спать, пока не прочту, даже если очень устал, хотя бы несколько страниц. Из художественной литературы люблю интересную прозу, умные политические детективы либо книги с военным уклоном. Том Клэнси, Ли Чайлд - их романы именно такие», - признался Гриценко. В настоящий момент Анатолий Степанович рассказал, что читает роман «Инферно» Дена Брауна. И, кстати, очень рекомендует читателям «Главного» именно украиноязычный перевод. Все помнят потрясающий список произведений, которые в тюрьме прочел Юрий Луценко. Более того, он даже дал оценку около 200 книгам. На днях экс-министр МВД признался, что закончил роман «Куколка» Фаулза и «О Китае» Киссинджера. Сейчас дочитывает «Пуговицы Наполеона» Пенни Лекутера и Джей Берресона. Кстати, в том знаменитом тюремном списке Луценко есть и книга нашего земляка, которую он оценил высшим балом. Речь идет об «Истории Византии» под редакцией профессора ХНУ им.Каразина Сергея Борисовича Сорочана и его львовского коллеги Леонтия Викторовича Войтовича. Привожу дословную цитату: «Блискуча енциклопедія одного зі світових центрів цивілізації. Найвищий фаховий рівень у бездоганному літературному викладі. Браво львівським і харківським університетам!». Говорят, что Сергей Тигипко любит Булгакова и Бунина, а среди любимых книг Виктора Януковича-младшего - произведения Евгения Гришковца. «Не совсем помню название. Но у него, в принципе, каждая книга, каждая его история довольно интересная. Ну, если вы знаете, как Женя пишет, в основном о жизни. Абсолютно простым, доступным языком. Это меня и привлекает», - рассказал Янукович-младший. Впрочем, часто наличие хорошей домашней библиотеки и жонглирование именами известных авторов ничего не значит. Знаток парламентской «кухни» Дмитрий Выдрин рассказывает, что основная масса депутатов вообще ничего не читают. Многие из них пошли по пути персонажа Владимира Высоцкого, который говорил: «Я, например, на свете лучшей книгой считаю кодекс уголовный наш». В лучшем случае помощники делают им обзор основных литературных новинок и даже вкратце пересказывают библейские сюжеты. Уверен, что отцы нашего города тоже читают, хотя почему-то об этом не любят распространяться. Так губернатор Михаил Добкин весной этого года в Твиттере чистосердечно признался: «Из-за iPhone не остается времени на книги. Все что-то в инете читаешь, читаешь... Надо отказываться от него. P.S. Или Galaxy S4 купить?». Мэр Харькова вообще категорически не хочет говорить с журналистами на литературную тему, только признается, что в кино любит Тарантино и мечтает написать книгу о жене. «Оставлю этот вопрос без ответа. Мог бы сказать что-то умное, но не хочу, чтобы были двойные стандарты», - коротко ответил харьковский городской голова. Больше десяти лет назад, когда Кернес только начинал политическую карьеру, лично видел на его столе книгу «Великие мошенники», которую он периодически почитывал. Но с тех пор много воды утекло и страниц пожелтело. Однако, как бы не изгалялись интеллектуалы, требовать от политиков быть начитанными украинское общество не вправе. Мы читаем в два раза меньше, чем европейцы. Причин тому много: от элементарной нехватки денег на книги и утраченного поколение 90-х, до глобального упадка общества, как системы человеческих отношений, где культура и знания, по сути, никому не нужны. Почему люди читают? - Вопрос далеко не такой простой, как кажется на первый взгляд. Психологи утверждают, что одна из главных причин - это восполнение того, чего нам не хватает в обычной жизни: героизма, романов, детектива, войны. Таким образом, мы как бы восстанавливаем свое утраченное детство. На самом деле художественная литература способна частично дополнить или закрыть какую-то внутреннюю брешь, укрепить что-то пошатнувшееся внутри индивида. Порой это вообще «терапевтическая» или даже магическая функция искусства – обеспечивать то, на что реальность не расщедрилась. Не случайно на первом месте у политиков чаще всего оказывается историческая и биографическая литература. Среди героев прошлого они ищут себе подобных, чтобы подтвердить или оправдать собственные мысли. Однако, скоро политикам, наверное, не придется тужиться, выдумывая, что они читают, ибо подобные вещи их электорат от них просто перестанет требовать. Чтобы этого не произошло, мне представляется, что было бы правильно всех высокопоставленных госслужащих обязать в законодательном порядке публиковать ежегодную декларацию прочитанного за год. Она не менее интересна, чем налоговая, да и сказала бы о власть имущих гораздо больше, чем все их выступления и лозунги вместе взятые. А если бы среди кандидатов в президенты провести еще и литературные теледебаты, то у шоу Савика Шустера появился бы серьезный конкурент. Все-таки, как ни крути, уровень общественного сознания и жизненного благополучия опосредовано связан с книгами. Чем больше граждане читают, тем богаче страна и наоборот. В стаде такой потребности не существует, ибо там совершенно другие ценности. Но чтобы с чего-то начать, найдите на компьютере поскорее кнопку «завершение работы», и хотя бы в день библиотек проведите вечер не в интернете или у экрана телевизора, а с любимой и долгожданной книгой
Туманная дорога к храму
 Похоже, в Харькове назревает очередной архитектурный скандал. Городские власти решили реанимировать свою давнюю идею - возведения сорокаметровой девятикупольной церкви за Зеркальной струей. Пять лет назад сотни людей с криками «позор» выходили в сквер Победы, протестуя против заложения капсулы на месте строительства храма Святых Жен-Мироносиц. Тогда харьковчанам удалось отстоять одно из своих любимых мест отдыха. Под давлением общественности и недовольства столичных бонз со словами «храм здесь будет при любых обстоятельствах» в мэрии вынуждены были отступить. Нынче времена другие, поэтому ни на какие компромиссы никто идти теперь не собирается. Пока все внимание «пятого Харькова» было приковано к доске Шевелеву, депутаты горсовета на сессии 25 сентября приняли решение о предоставлении религиозной общине Святых Жен-Мироносиц Украинской православной церкви (МП) разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,33 га по ул. Чернышевской, 17. Это примерно участок 50 м на 60 м. Как сказано в документе, «выделение земельного участка для строительства храма признано общественной потребностью, обусловленной интересами территориальной громады Харькова». В 2008 году автор проекта, а ныне главный архитектор Харькова Сергей Чечельницкий, сообщал о параметрах храма в сквере Победы следующее: «Его высота будет достигать 40 метров, общая площадь – 1300 метров, вместимость – 300 человек. Храм будет слегка утоплен в сквере, что даст возможность сделать пробивку дороги от ул. Гоголя к ул. Мироносицкой». Кроме того, чтобы не раздражать верующих (и об этом говорят как-то вскользь), под храмом будет подземная парковка на 100 мест. Естественно, для разбивки и строительства церкви придется вырубить не один десяток деревьев. Пять лет назад фигурировала цифра в 35 штук. «Общественная потребность» объясняется довольно просто – на этом месте издавна стояла кладбищенская церковь, и настала пора восстановить историческую справедливость. Аргумент железный, с которым трудно поспорить, и все же в этой истории не так все очевидно. Прежде всего, сразу же оговорюсь, что православных храмов в Харькове по-прежнему недостаточно. Да, их нужно строить: другое дело, где и как? На Салтовке, Новоселовке, Баварии, Одесской и в ряде других районов города такая необходимость действительно существует. Причем, объективности ради замечу, что землю надо выделять не только под церкви московского патриархата. У жителей центра имеется как минимум четыре больших культовых сооружения: Свято Покровский, Иоанно-Усекновенский, Троицкий храмы и Успенский собор, где тоже проходят службы. Острой необходимости возводить огромный девятикупольный сорокаметровый храм Святых Жен-Мироносиц в центре Харькова сейчас нет. Зато есть проблема с парковками для сотрудников МВД и СБУ, колоссальные автомобильные пробки на Сумской и окрестностях, желание определенных лиц получить землю, стоящую баснословные деньги. После недавней сессии мэр вспомнил, что при прежней власти Ярослав Ющенко добивался строительства храма УПЦ Киевского патриархата в саду Шевченко. Если бы дело пошло дальше разговоров, то и тогда, невзирая на лица, политические оттенки или конфессионные пристрастия, общественность должна была бы вмешаться, не допустив уничтожения парка. В конце концов, в епархии могли бы подсказать политикам, что христианство – это, прежде всего, религия любви и свободы, где человек является образом и подобием Божьем. Лично у меня есть большие сомнения, что после скандального строительства храма за Зеркальной струей, харьковчане станут лучше относиться к Церкви, и больше людей придут к Христу. Все как раз будет с точностью до наоборот. Антиклерикальные настроения, агрессия и злость затмят здравый смысл и многим дадут очередной повод для кощунственных насмешек над истинно верующими. Я уже не говорю о том, что перед городскими властями и епархией стоят более актуальные задачи, а многие памятники архитектуры переданы в частные руки и угасают прямо на глазах. Уже никого не удивляет, что снова по этому вопросу никто не спрашивает мнение местных жителей. А они, между прочим, в 2008 году собрали около 700 подписей, и даже вышли на акцию протеста с требованием не допустить строительства храма вблизи их домов. Как водится, им нахамили, а тогдашний мэр Харькова Михаил Добкин сказал дословно следующее: «Прошу всех присутствующих здесь людей смиренных, верующих людей, которые являются настоящими патриотами своего города простить ту небольшую нанятую кучку людей, которые не ведают, что творят! Когда на этом месте будет храм, я уверен - они придут в него и попросят прощения у Господа». Выслушать позицию другой стороны никто не захотел, как и провести по этому поводу общественные слушания или хотя бы прислушаться к мнению специалистов. А им, поверьте, тоже есть, что сказать на эту тему. Подавляющее большинство не прислуживающих власти архитекторов в один голос утверждают, что гигантский храм за Зеркальной струей является крайне неудачным решением. Мало того, что потеряется один из символов города, мы лишимся уютного сквера в его нынешнем виде, но и само сооружение не впишется в ансамбль. Архитектор с многолетним стажем Вадим Васильев еще пять лет назад говорил: «Если строить так, как это предлагается, то ровным счетом ниоткуда мы этот храм не увидим. Ни с Сумской, ни с боковых улиц, Совнаркомовской и так далее. Сзади он тоже на три четверти будет загорожен существующим жилым домом». Нашим ведущим архитекторам города не мешало бы вспомнить слова Христа о том, что в старые мехи новое вино не наливают. Кладбищенская церковь на Мироносицкой действительно была историческим местом для Харькова. В разное время она, кстати, носила название Тихвинской, потом Крестовоздвиженской. В 1930 году большевики ее взорвали. Между прочим, аллею комсомольцев, которые нещадно боролись с церковью, никто трогать не собирается. Коммунистов перед выборами надо задабривать, да и электорат верных ленинцев преимущественно нынче больше думает о загробном мире, чем о построении светлого будущего. Бюсты планируется немного перенести в другие участки сквера. По мнению градостроителей, архитектурный ансамбль героев безбожной власти гармонично дополнит свод куполов. Исторический экскурс будет неполным, если не вспомнить еще два познавательных факта. После акта вандализма на месте церкви собирались строить грандиозный театр массового действия. На месте кладбища был вырыт огромный котлован. Все останки наших земляков без зазрений совести комсомольцы выкинули на свалку. Проект, в котором участвовали многие выдающиеся зодчие Европы, в начале 30-х выиграли харьковские архитекторы братья Веснины. Они предусматривали три варианта использования сцены и зала. Первый - с классической сценой, декорациями и четырьмя тысячами мест, - предназначался для академических постановок. Второй - для спортивных праздников и цирка. Сцена при помощи специальных приспособлений должна была превращаться в арену, а количество зрителей увеличиваться до пяти тысяч человек. Третий вариант намечался для заседаний, манифестаций и народных собраний. Здесь сцена превращалась в продолжение зрительного зала, а колонны демонстрантов должны были шествовать мимо нее через два боковых выхода, при этом вместимость зала увеличивалась до шести тысяч человек. В начале 30-х строить гигантское сооружение начали со стороны улицы Чернышевской - там должны были располагаться артистические уборные и декорационные мастерские. Теперь это дом за сквером (ул.Чернышевская,15). Его жильцы выступают категорически против возведения под их окнами сорока метрового храма. Когда в 1934 году столицу перенесли в Киев, необходимость гигантомании в «первой столице» отпала. Вместо театра решили построить троллейбусное депо. Перед войной, в 1939 году, пустили первые троллейбусы, которые следовали до парка Горького и обратно. Городские легенды гласят, что во время одного из своих визитов в Харьков Хрущеву не понравился вид из окна. Он приказал облагородить территорию. За образец взяли беседку в Кисловодске. Так возникла Зеркальная струя, которая на Евро-2012 стала эмблемой и визитной карточкой нашего города. Сквер стал любимым местом нескольких поколений харьковчан. Попытка привнести сюда новые архитектурные решения, вплоть до установления камня Героям Крут, неизменно заканчивалась неудачей. Теперь церковь будут строить не на костях, а на нервах харьковчан. В свое время в мэрии неоднократно подчеркивали, что сооружать храм Святых Жен Мироносиц собираются за внебюджетные средства. Собственно, по-другому быть и не может. Формально церковь у нас отделена от государства. Хотя, когда в 2010 году главного архитектора Харькова Сергея Чечельницкого спросили о причинах его нереализованной идеи, он ответил: «На сегодняшний день нет финансирования. Строительство новых станций метро сейчас более приоритетное направление». Возникает вполне резонный вопрос – приоритетное для кого? Проект автор даже собирались продать в Донецкую область, но, в конечном счете, 40 метровую церковь в центре города решили оставить для своих. Как видим, против строительства нового храма выступают местные жители и большинство архитекторов, он разрушит замечательный сквер и неповторимую ауру Зеркальной струи, в нем нет срочной необходимости для верующих, а возведение здания повлечет очередное противостояние городской громады. Тогда спрашивается - для кого он, и та ли это дорога, которая ведет нас к Храму? В последнее время за Харьков и так очень стыдно, но одно дело, когда крушат памятные доски, совсем иное, когда под видом возрождения духовности, скрываются чьи-то меркантильные интересы.
Кастрацией импотенцию не лечат
Минуло уже почти два года, как в трех областях Украины и одном районе Киева проходит эксперимент, который в администрации президента окрестили «медицинской реформой». Не имея даже предварительных результатов пилотного проекта, нововведения начали втихую внедрять и в других регионы страны. Преимущественно в сельской местности стали ликвидировать ФАПы, сокращать медперсонал, а в некоторых населенных пунктах даже закрывать роддома и больницы. И вот медицинская реформа докатилась наконец до «первой столицы». 3 июля 2013 года Харьковский городской совет принял решение №1221/13 о создании на базе тринадцати существующих бесплатных поликлиник и больниц, включая Студенческую на Дарвина, центров первичной медико-санитарной помощи. Никаких объяснений того, какими последствиями может обернуться данное решение для рядовых харьковчан, руководство городского департамента здравоохранения не предоставило. Что, собственно, неудивительно, ибо любой пациент вполне его может опротестовать в суде, как незаконное, поскольку эксперимент на другие области не распространяется. Но кто-то из заинтересованных особ, видимо, сильно спешил. После массовых протестов, прокатившихся по стране в связи с аналогичными действиями властей в других регионах, 17 мая 2013 года Верховная Рада в первом чтении приняла законопроект №2201, который вводит мораторий на ликвидацию и реорганизацию учреждений здравоохранения. Депутаты даже собирались проголосовать за закон в целом, но в последний момент почему-то передумали, оставив лазейку для подобного рода спекуляций. В результате на сегодняшний день мы имеем в Харькове довольно странную ситуацию. Пациенты о грядущих реформах ничего не знают, врачи, опасаясь потерять работу, стараются помалкивать, а коммерсанты от медицины уже подсчитывают предстоящие доходы. Через информационный запрос Харьковской правозащитной группе удалось получить перечень всех поликлиник, где с 1 января 2015 года запланирована массовая реорганизация. Перечень Згідно до відповіді Директора департаменту охорони здоров’я Харківської міської ради Ю.В.Сороколата центри первинної медико-санітарної допомоги будуть створені на базі таких діючих лікарень і поліклінік: 1.Міська поліклініка №3 - вул. Маршала Рибалка, 12 2.Міська поліклініка №6 - просп. 50-річчя ВЛКСМ, 54Б 3.Міська поліклініка №8 - просп. Перемоги, 53А 4.Міська поліклініка №10 - вул. Метробудівельників, 3 5.Міська поліклініка №11 - пр. Тракторобудівників, 105-А 6.Міська поліклініка №18 - вул. Миру, 11 7.Міська поліклініка №19 - пр. Героїв Сталінграда, 23-А 8.Міська поліклініка №20 - просп. Московський, 179 9.Міська поліклініка №24 - вул. Руставелі, 14 10.Міська поліклініка №26 - вул. 23-го Серпня, 23а 11.Міська клінічна лікарня №11 - вул. Руставелі, 14 12.Міська лікарня №28 - Померки, 27 13. Харківська міська студентська лікарня - вул. Дарвіна, 8/10 Что она в себя включает, как планируется оказывать помощь больным в создаваемых центрах, каким образом они будут сотрудничать с другими специализированными лечебными заведениями? Ответить на эти и многие другие вопросы чиновники не захотели. Или, возможно, попросту побоялись. Поскольку то, что с большой долей вероятности ожидает 13 вышеназванных медицинских учреждений и их персонал, многим харьковчанам явно не понравится. По действующему законодательству, медицина у нас бесплатная, и закрыть поликлиники официально нельзя. Зато можно их уплотнять, сделав, например, так, что в четырехэтажном здании только на первом этаже населению станут оказывать бесплатные услуги, а остальные помещения будут сдавать в аренду коммерческим структурам. Чиновники вас заверят, что ни о какой ликвидации речь не идет. Действительно, формально медицинское учреждение существует, здание стоит на месте, платит в городскую казну коммунальные платежи, врачи выписывают направления и лекарства, одним словом, процесс не останавливается. Просто на базе клиники создается центр медико-санитарной помощи, что позволит, как говорят в таких случаях, оптимизировать расходы. Как эта экономия происходит на практике можно увидеть на примере села Борки Змиевского района Харьковской области. Там вместо двухэтажной больницы создали фельдшерско-акушерский пункт на 6 койко-мест, а на реорганизованной территории на условиях аренды разместили частный лечебно-диагностический центр, обслуживающий пациентов за деньги. (Выделено то, что осталось от больницы) Консультация врача кардиолога стоит 100 грн, анализ ЭКГ- 50 грн, УЗИ органов брюшной полости – 120 грн, компьютерная реоэнцефалограмма – 80 грн. Как рассказывают местные жители, бесплатным остался только один семейный врач, который теперь должен лечить около 5400 человек. В случае необходимости машина «скорой помощи» приезжает в Борки в среднем за 45 минут, а чтобы самому добраться из села до ближайшей больницы на общественном транспорте, нужно потратить от 2 до 6 часов. Ни для кого не секрет, что сегодня врачи «скорой помощи» в Харькове, зачастую вынуждены покупать лекарства за свои деньги. Районные поликлиники не имеют права без санкций облздрава направлять больных на консультации в учреждения Национальной Академии медицинских наук. Идет борьба за 4-ю горбольницу. Коррупция в медицине достигла небывалого уровня. На карте видно, что при реализации решения депутатского корпуса пострадают жители практически всего города. Произойдет то, что мы уже видели, когда в 2009 году закрывали туберкулезные диспансеры. Непонятно также что будет со студенческой больницей. Сегодня в вузах созданы центры первичной помощи, что с одной стороны удобно для учащихся, но с другой – не решает проблему, поскольку маленькие медпункты не смогут обслужить огромный контингент учащихся. И уж точно они не заменят «двадцатку», в которой, согласно страховым полисам, должны лечить, в том числе и иностранных студентов. Эксперты в один голос утверждают, что для пациентов реорганизация поликлиник будет иметь ряд негативных последствий. Во-первых, ухудшится качество медицинских услуг. Опыт пилотных регионов показывает, что в таких случаях неизбежно происходит сокращение врачей разных направлений. Сейчас в большинстве поликлиник есть лабораторная база, рентген-кабинеты, УЗИ, оборудование для некоторых специальных обследований. Те же центры первичной помощи при вузах оснастить подобной аппаратурой в принципе невозможно. Не будем забывать и тот факт, что по европейским стандартам семейных врачей нужно готовить 8 лет, а у нас на их подготовку отводят всего 6 месяцев. Перепрофилированный из офтальмолога, кардиолога или хирурга семейный врач не сможет оказать качественную медпомощь в педиатрии или гинекологии. Статистика показывает, что в так называемых пилотных регионах, где сейчас проходит эксперимент, в 2012 году значительно выросла детская смертность. В Донецкой области - на 11,5%, в Днепропетровской – на 6,9%. Неуклонно растет смертность среди взрослого населения. Еще одним отрицательным моментом при реорганизации клиник будет неизбежное подорожание услуг для пациентов. Фактически то, что делалось сегодня за так называемые благотворительные взносы, станет узаконенной нормой. Врач будет отправлять делать анализы на этаж выше к коммерческим организациям, получая свой процент. Сегодня подобное тоже происходит, но при создании центров первичной медико-санитарной помощи другой альтернативы даже не просматривается. Наконец, все эти преобразования принесут для больных больше головной боли и нервных затрат. Если раньше можно было получить помощь в стенах одного здания, то теперь пациента начнут отправлять в различные специализированные клиники по всему городу, создавая массу неудобств и бюрократической волокиты. Само собой вопрос можно решить, как покупается у нас большинство медицинских справок, просто теперь такса на порядок возрастет и очередей станет значительно больше. Естественно, те, кто инициирует и проводит реформу, имеют возможность лечиться за деньги в частных клиниках. Причем, не только в Украине. Понятно, что вся эта затея с реорганизацией делается с благими целями уменьшения затрат городского бюджета. Все отдают себе отчет, что в стране, где на медицину выделяется 3,5% ВВП при минимуме 6%, необходимых для поддержания жизнеспособности нации, вопрос нужно решать кардинально. Но почему от этого должны страдать простые граждане? Мне возразят, мол, у государства нет денег на медицину, дефицит госбюджета достиг 37 млрд. грн, а бюджетникам уже нечем платить зарплату в IV квартале. Сочувствую, но, может, стоит меньше красть, и вернуть в казну 72 млрд долларов, которые за последние 2 года были выведены в офшорные зоны? Или не покупать министру здравоохранения Богатыревой унитаз за 500 долл, не делать в ее ведомстве ремонт с мраморными лестницами, венецианской штукатуркой на стенах и коврами на полу? Кастрацией импотенцию не лечат. Я уже молчу о том, что попирается ст.49 Конституции Украины, в которой записано: «Государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно; существующая сеть таких учреждений не может быть сокращена». На практике, если решение о создании центров первичной медико-санитарной помощи вступит в силу, в Харькове может произойти обратное. А пока экономисты бездумно проводят медицинскую реформу, по данным лондонского журнала «The Economist», Украина уже вышла на первое место в мире по уровню смертности населения, обогнав самые нищие африканские страны. Дальше падать уже некуда. Возможно, этим и руководствуются творцы эксперимента над украинцами: «сильных – в рабы, слабых – в гробы»
1 23 4 5 6 7 8 9 10
Сьогодні
більше новин
delta = Array ( )