Возможности для искусства возможного

Итак, в Украине новый Президент. Президент, выбранный подавляющим большинством избирателей и не представляющий ни одной политической силы.

Фигуру Петра Порошенко можно назвать точкой сборки для всего по-новому демократического электората. Но при всей феноменальности, если не сказать аномальности, поддержки нового хозяина Банковой, следует отметить, что по законам жанра политической драмы, власть практически всегда со временем попадает в нисходящий тренд на графиках рейтинга доверия.

Консюмеризм украинского избирателя, замешанный на снах о лучшей жизни, почти никогда не давал карт-бланша для власти. Иными словами, через непродолжительное время группы недовольных, даже при наличии изменений в целом по стране, «начинают плодиться и размножаться». Подобная тенденция обнаруживается по той простой причине, что на уровне частной жизни позитивные изменения в ощутимых масштабах происходят ох, как не сразу, что для любой власти критично в условиях ограниченного времени каденции. Следовательно, власть, пользуясь институциональными и, чего греха таить, манипулятивными возможностями, почти всегда идет на фальсификацию социальной реальности. Последнее может происходить эффективно, с точки зрения целесообразности удержания одним кланом власти в своих руках, как это делается в России или Белоруссии, или бездарно, как это делалось в бытность Януковича в Украине.

Оставим на время манипулятивные возможности власти и коснемся институциальных, тем более что именно последние и создают почву для политики как искусства возможного, и, продолжая тавтологию, создают перспективы возможности для выборов депутатов Верховной Рады в ближайшее время. Существует ровно одно мнение среди искренних, вынужденных и своеобразно нейтральных, но все же сторонников Порошенко о необходимости выборов в ВР в ближайшее время. Все с кем я лично общался или те, с чьим мнением я ознакомился через СМИ, транслируют один мэсседж: выборы необходимы осенью, пока рейтинг новоизбранного президента высок. Как правило, приводится в качестве аргумента прецедент с Ющенко, который на пике своей популярности не распустил парламент, не объявил досрочные выборы, и тем самым не создал пропрезидентское большинство в ВР. За что, дескать, и поплатился. С точки зрения институциальных возможностей все верно, мотивация понятна, перспективы ясны, для Петра Алексеевича.

Однако, нужны ли выборы: а) для избирателей, б) для политических сил формирующих сегодня провластную коалицию, Кабмин и исполнительную власть, в) для страны в целом, находящейся фактически в военном конфликте и имеющей, подогреваемое извне гражданское противостояние и оккупированную иностранным государством территорию?

С точки зрения избирателей выборы в ВР ближайшей осенью не нужны. Причин несколько. Очередная кампания внесет очередную неопределенность в состояние дел в стране, усталость от нестабильности в обществе очень высока. АТО, скорей всего затормозится на фоне избирательной кампании, акции АТО, могут стать поводом для политических спекуляций, что сильно раздражает избирателей, желающих быстрого результата и завершения военных действий. Выбирать придется снова не между политическими силами с программами и ценностями, а между объединениями сторонников, околостронников и противников нового Президента, у которого самого с программой и ценностями пока не все ясно, такая диспозиция может существенно снизить явку. Спекуляции на тему необходимости разогнать «преступный» парламент, принявший череду одиозных законов в период Евромайдана, парируются, тем, что именно этот парламент, собственно, и напугал Януковича так, что тот сбежал. Естественно, процент представителей прошлой «злочинної влади» среди парламентариев высок. Однако насколько сильнее желание наказать перед рисками очередной внутриполитической нестабильности у избирателей? Этот вопрос следует поставить иначе: насколько новая власть готова использовать это желание против этих рисков?

Что касается пункта б), то экс-оппозицию, которая вот уже сто дней как власть, перспектива выборов осенью, мягко говоря, не радует. За прошедшее время все имиджевые потери достались партиям «Батьківщина» и «Свобода». УДАР находится в несколько иной ситуации, фактически совершив смену лидера, эта политсила находится в неидентифицируемом состоянии. Сегодня трудно сказать насколько эта партия будет послушной в руках П. Порошенко, и останется ли она вообще контролируемой Президентом. Следует заметить, что президентские выборы вовсе не являются таким уж приговором для политических партий бывшей оппозиции, поскольку персональное голосование во многом – это голосование за личность. Иными словами, если у Тимошенко был отрицательный баланс рейтинга-антирейтинга, то у Порошенко антирейтинг еще не сформировался, а значит когда пойдет речь о партийных соревнованиях, то это будет конкуренция команд, ценностей, и самое главное реалистичных проектов развития страны. Мэсседж нового Президента Украины о том, что он оставит премьером Яценюка, а, следовательно, и состав КМУ в прежнем виде, следует отнести к сугубо пиар-заявлениям.

Во-первых, при действующей конституции 2004 года, полномочий у Президента оставлять или не оставлять премьер-министра нет.

Во-вторых, имиджево Арсений Яценюк явно выигрывает на сегодняшний момент у Петра Порошенко, по той простой причине, что Порошенко пока остается лидером общественного мнения, благодаря декларативным заявлениям, а Яценюк сегодня может предъявить обществу не только слова, но и дела, при этом в контексте беспрецедентных социально-политических потрясений.

Вышеизложенные факторы создают особые препятствия для роспуска парламента. Нельзя взять и распустить парламент, просто потому, что у действующего президента рейтинг, вероятно, будет, чем дальше, тем ниже.

Что касается третьего части составляющей базу для смены депутатов на Грушевского уже в этом году, а именно необходимость выборов для страны в целом, то ответ лежит явно в плоскости сугубо гипотетической. Дело в том, что страна находится, как было уже сказано выше де-факто, на военном положение. Есть все признаки гражданского конфликта и признаки внешней агрессии со стороны РФ. Во время войны выборы не проводят. По крайне мере во время острых форм конфликта. Поэтому, затраты на внеочередные выборы в ВР, отвлечение кадров от руководства страной, внутриполитические конфликты, которые неизбежны во время выборов, все это в целом для страны скажется пагубно. Тем более, что с формальной точки зрения претензии предъявлялись к отсутствию законно-избранного президента. Данная проблема решена.

Поэтому, если новый Президент, не пойдет по беспределу и не приложит усилия для развала нынешнего парламента, а использует рычаги для того, что называется искусством возможного, у страны есть шанс в ближайшей перспективе завершить гражданский конфликт и противостоять агрессору, заняться экономикой и социальной политикой, консолидировать усилия общества ради большого Проекта действительно нового государства. Именно тогда страна и заживет «по-новому», и есть возможность, что прогнозируемое падение рейтинга не случится.