Статьи

10 событий харьковского Евромайдана

26 мая 2014 23:45

Вечером 21 ноября никто себе даже не мог представить, что призывы в Фейсбуке выйти с протестом на площадь Свободы, приведут к столь кардинальным изменениям в обществе. За несколько дней до отказа правительства от евроинтеграции, харьковчане провели свою креативную акцию в поддержку вступления Украины в ЕС. Поэтому резкое изменение внешнеполитического курса было воспринято в «первой столице» крайне болезненно.

С лживым и насквозь прогнившим режимом Януковича никто уже не хотел считаться. Чаша терпения стала переполняться, пример Мустафы Найема, за неделю до этого приезжавшего в Харьков, оказался заразительным, критическая масса недовольных была налицо - в общем, решение безотлагательно действовать никто даже не оспаривал. Полтора десятка патриотов, отважившихся в первую ночь стоять до победного конца, уже знали, что в Киеве готовят ставить первые палатки. На следующий день Дмитрий Пилипец предложил собраться в 15 часов напротив ХОГА, а ваш покорный слуга через СМИ кинул клич провести от памятника Шевченко марш в честь Дня Свободы.


 

Так, вечером 22 ноября состоялся первый спонтанный митинг Евромайдана, в котором приняли участие около двухсот человек. Пока в столице во всю дискутировали, соберется ли в воскресенье 100 тысячный Майдан, в Харькове решили проводить свою массовую акцию.

Надежда Савинская от имени партии ДемАльянс подала уведомление о проведении митинга на 24 ноября у памятника Кобзарю, и спонтанно возникшие активисты начали к нему подготовку.
Фантастическая скорость принятия решений, готовность к самопожертвованию, желание брать на себя ответственность, командный дух не знакомых до этого людей в кратчайшие сроки позволили создать группу единомышленников, которым в течение нескольких месяцев предстояло решать множество самых разнообразных задач.

1. Харків – це Європа

Признаюсь, уже в самые первые дни дух революции отчетливо витал в воздухе. Главное было «разбудить» зачатки гражданского общества и организовать в городе необратимое протестное движение. Опыт ветеранов еще РУХовских времен Наталки Зубар, Виктора Гарбаря, социальные сети и листовки, которые мы начали раздавать на следующий день во время мероприятий, связанных с Голодомором, позволили уже в первое воскресное Вече, 24 ноября, собрать пару тысяч сторонников евроинтеграции.

То, что харьковчане поднимутся, было настолько неожиданно для местной власти, что утром следующего дня Кернес задним числом подписал распоряжение о запрете всех массовых акций. Имея самую благоприятную эпидемиологическую ситуацию в стране, в Харькове объявили о неожиданно охватившем город гриппе.

Ответом на политический «карантин» стал митинг в медицинских марлевых повязках. С тех пор, до Вильнюсского саммита 29 ноября, каждая акция евромайдановцев отличалась оригинальностью, что привлекло внимание СМИ и автоматически добавляло протестующим новых сторонников.

Иллюминационное шоу, «освещавшее» президенту путь в Европу, последнее предупреждение Януковичу, с чемоданом и билетом в ту сторону, куда он потом подался, огромная синяя ткань, на которой каждый мог прицепить желтые звездочки, символические «украинские следы в Европе», оставленные всеми желающими на асфальте, – все это очень напоминало фестивальный драйв оранжевой революции.

Однако, вместо подписания ассоциации с ЕС, 30 ноября в Киеве пролилась первая кровь. В тот момент уже всем стало очевидно, что начинается новая стадия революции.


2. Митинг 1 декабря.

1 декабря, когда в столице после избиения студентов и журналистов, вышел первый миллион, в «первой столице» у памятника Шевченко собралось около семи тысяч неравнодушных граждан. Лозунг «Київ – Харків разом!», украинская музыка, откровенные выступления известных земляков – впервые за долгие годы продемонстрировали, что общественность города способна самоорганизовываться.

Без партий, олигархов, разнарядок сверху, а просто по велению души и гражданскому долгу.

До падения режима Януковича - это оказался самый масштабный и содержательный митинг, на котором была принята первая резолюция харьковского Евромайдана.

Помимо политических требований: отставки правительства, перевыборов Верховной Рады и импичмента президента уже тогда на просьбу экспертов Северо-Атлантической группы мы вписали п.4 - «Обращаемся к НАТО с просьбой предупредить Россию о невмешательстве в Украину».

3. Противодействие властей

С самого начала харьковскому Евромайдану дали четко понять, что с ним будут нещадно бороться. Позже формулу действий власти в своем духе сформулировал Кернес: «если у вас есть крылья – летайте, есть моча – пейте». Первым тревожным сигналом стало нападение после одного из митингов группы молодчиков, позарившихся на генератор. Поскольку финансировались все акции исключительно на пожертвования простых горожан, потеря была ощутимой. Затем один за другим начали жечь автомобили активистов, угрожать членам коордрады. 12 ножевых ранений Дмитрию Пилипцу, 6 сожженных машин, уничтожение типографии, нападения на митинг титушек, постоянные провокации – был период, когда практически перед каждой акцией нас предупреждали о грозящей опасности.

Тогда никто не спрашивал, будет ли самооборона и нужно ли выходить вечером в 20 градусный мороз, точно зная, что в парке Шевченко находятся «оплотовцы» с битами. Люди просто шли, и бывали моменты, когда милиция честно признавалась: «мы не контролируем ситуацию – уводите народ». Чувство локтя и поддержка по всему миру грела наши сердца, да и все понимали, что обратного пути у нас уже нет.


4. Рок-музыканты и священники

В первые дни идея рок выступлений у памятника Кобзарю некоторым патриотам казалась кощунственной. Однако революционный драйв требовал новых форм самовыражения. Уже в начале декабря, благодаря стараниям Сергея Жадана и лидера группы «Папа Карло» Василия Рябко был проведен первый рок-концерт.

Затем это стало нормой. Во время Евромайдана было записано два диска, а литературному десанту, специально приезжавшему поддержать харьковский протест, завидовала вся Украина. Забужко, Андрухович, Карпа, Поваляева, братья Капрановы, киевские и местные поэты, рок -музыканты из Левобережья, Жека Кошмар, выступления о. Виктора Маринчака, а главное огромное количество интеллигентной и думающей публики с просветленными лицами- таким выглядел харьковский Евромайдан в первые месяцы революции достоинства.


5. Форум Евромайданов

11-12 января в Харьков со всей Украины съехались лидеры действующих Майданов, ветераны польской «Солидарности», известные общественные деятели страны. До событий на Грушевского в «первой столице» было сложнее всего протестовать, но именно харьковчане организовали и героически провели у себя 1-й Всеукраинский форум Евромайданов. Противостояние со стороны властей было невообразимым. Самыми безобидными оказались, выгнанные с плакатами на мороз, бесхребетные бюджетники.

Гостей было решено разместить по домам проверенных активистов. Главной проблемой стало найти помещение для пленарного заседания. Все гостиницы и залы в последний момент давали «отбой». Даже под видом большой свадьбы или симпозиума свидетелей Иеговы оказалось невозможно отыскать необходимое пристанище. СБУ контролировало каждый шаг. Место проведения форума держалась в строжайшем секрете. Журналистов собирали в разных местах и на специальном транспорте везли в нужном направлении. За делегатами сразу начиналась погоня. Все это очень напоминало детективную историю. В конце концов, гостей привезли помолиться в Ивано-Богословский храм, а когда к ним уже направлялись боевики с битами, экстренно всех вывезли в Свято-Дмитриевскую церковь. Едва двери храма закрылись, титушки, используя слезоточивый газ, начали штурм.

Спустя несколько часов они также напали на книгарню «Є», где проходила одна из секций форума, жестоко избив Олега Колотия.
На следующий день возле станции метро «Пушкинская» взрывались дымовые шашки, на митинг к памятнику Ярославу Мудрому пытались пробраться гопники с ножами, милиция тройным кордоном разделяла протестующих. Тогда вся страна увидела, что значит выходить на акции протеста в Харькове.

Через несколько дней ВР приняла диктаторские законы со всеми вытекающими последствиями, и центр силового противостояния переместился в столицу.

6. Джон Леннон и Тарас Шевченко

Пожалуй, самые яркие и позитивные акции харьковского Евромайдана. В отличие от сноса памятника тирану, в конце декабря не было противников переименования проспекта Ленина в честь лидера группы «Биттлз». Марш свободы по центру города поддержали несколько тысяч человек, а с табличкой выдающемуся музыканту с удовольствием фотографировались даже случайные прохожие.


 

Большинство митингов харьковского Евромайдана официально считались акциями в честь 200-летия Т.Шевченко и проходили под девизом «Тарас єднає нас». Естественно, день рождения Кобзаря не мог не стать апофеозом солидарности патриотических сил. 9 марта прошел 10 тысячный митинг, по центру несли 127 метровый флаг Украины, а массовое шествие по главной улице города превратилась в истинно народное чествование пророка.

Казалось Харьков, наконец, пробудился от зимней спячки, но последующие события показали, что настоящая борьба за независимость Украины только начинается.

7. Академия Внутренних войск

Информация о том, что старшекурсников Академии ВВ собираются послать на бойню в Киев, нашла отклик у многих сострадательных харьковчан. Брошенный клич – не дать использовать мальчиков в политических целях и заблокировать им выезд, - была реализована 19 февраля. Спонтанную акцию активистов поддержали патриотично настроенные ультрас, всегда поддерживавшие евромайдан. После обеда к метро «Площадь Восстания» стали подтягиваться сотни людей.

Чтобы предотвратить массовое задержание участников, уже по ходу в экстренном порядке удалось подать уведомление о проведении митинга.
Несмотря на все попытки мирно урегулировать конфликт, «Беркут» жестоко разогнал пикетчиков. Подоспевшие «титушки» избивали всех, кто попадался под руку. Десятки человек были травмированы, часть митингующих арестовали на 15 суток по статье «за злостное неповиновение милиции». Среди задержанных: мимо идущий прохожий, случайно оказавшийся в гуще событий студент, видеооператор Денис Синельников, который снимал все происходящее на дереве. Суд происходил тайно в ту же ночь, и только благодаря усилиям адвокатов ХПГ, ситуацию удалось разрулить, а ребята в связи с победой революции досрочно вышли на волю.

8. Герои не умирают!

Сначала 33-летний Женя Котляр, потом 22-летний Влад Зубенко. Имена харьковчан – героев Небесной Сотни сегодня свято чтят на киевском Майдане. Когда-нибудь городским властям обязательно нужно будет тоже увековечить их память на родине. Кровью ребят окроплена победа, которую спустя полгода политики уже пытаются присвоить на свой счет. Что будет дальше трудно себе даже представить. Гражданская панихида в Харькове собрала тысячи людей. Море цветов, слез и единения душ, ставших за минувшие месяцы родными, освятили последний путь ангелов света. Их провожали как настоящих героев. Впрочем, такими они для нас навсегда и останутся: Небесної Сотні тричі: «Слава! Слава! Cлава!»


 

9. Дворец Спорта. Победа революции!

Видимо, символично, что последние конвульсии режима Януковича пришлись именно на Харьков. Здесь с георгиевскими ленточками Добкин с Кернесом собрали во Дворце Спорта съезд депутатов юго-востока. Раненый зверь всегда опасен, поэтому накануне у многих были сомнения, стоит ли пикетировать данное мероприятие. У памятника Кобзарю Евромайдан даже провел голосование, выяснив количество граждан готовых идти на риск. Большинство людей, в который уже раз проявили отвагу и мужество. Все понимали, что революция достигла апогея и степень опасности крайне высока. Тем не менее, утром в субботу 22 февраля к метро «Маршала Жукова» вышли сотни патриотов. Сегодня уже можно приоткрыть секреты - при худшем развитии событий обе стороны готовы были применить оружие. К счастью, ситуация в стране развивалась стремительно, и к моменту, когда сборище потенциальных сепаратистов закончилось, страна уже жила в иных исторических реалиях. «Отцы города» трусливо бежали из города, а харьковский Евромайдан пошел фантастический многокилометровый марш от Дворца Спорта к площади Свободы.

22 февраля вечером здесь собралось более 40 тысяч горожан. Понимая, что революция не щадит идолов, зам.губернатора В.Хома пригласил коордраду Евромайдана проинспектировать ХОГА, и подписал документ о демонтаже памятника Ленину через три дня.

Поздно вечером прямо на площади «Оплот» напал на активистов, после чего было принято решение не покидать здание облгосадминистрации до назначения нового губернатора.

10. Кровавые события

Знаю людей, которые после событий 1 марта навсегда уехали из Харькова, сказав, что больше не смогут жить в родном городе. Штурм ОДА пророссийскими боевиками с перестрелкой, коридором позора, разбитыми головами и выбитыми зубами - психологически был переломным моментом для очень многих. Из-за упрямства и амбиций некоторых членов коордрады, более сотни человек получили серьезные травмы.

Фото окровавленного Сергея Жадана, который накануне пытался безуспешно вывести людей из обладминистрации, обошло все мировые агентства. Осатаневшая толпа, ставившая сограждан на колени и плевавшая им в лицо, врач скорой помощи, отказавшийся останавливать кровь больному, мотивируя это тем, что бандеровцам не помогает, истеричные женщины, вылезшие из картин Босха и фильма «Страсти Христовы». Харьков тогда пережил шок, который в меньших масштабах потом повторился еще несколько раз. 6 и 7 апреля дважды боевики с битами нападали на мирных граждан. Как минимум 32 человека получили существенные травмы.

Через неделю на ступеньках и внутри станции м. «Университет» произошло еще одно кровавое побоище. Полсотни пострадавших, некоторые очень серьезно. Вопрос адекватного наказания за все вышеназванные преступления до сих пор остается открытым. Только женщину из Чугуева, добивавшую раненого, по требованию общественности привлекли к ответственности.

Харьковчане заплатили высокую цену, доказывая право жить в независимой Украине. Собственно, борьба эта продолжается и по сей день. Российские танки по-прежнему стоят на границе с областью, сепаратисты грозят референдумом, а угрозы расправы с личными данными и фотографиями активистов свободно гуляют по интернету.

P.S. За полгода на акциях харьковского Евромайдана побывало около 70 тыс. человек. Ростки гражданского общества уже начали приносить свои первые плоды. Ежедневные митинги сменились новыми формами самоорганизации свободных горожан. Сегодня активисты майдана помогают армии, украшают город национальной символикой, различными способами контролируют и давят на новую власть.

Очевидно, что подобные социальные потрясения не проходят даром, а потому всякий раз, когда кому-то взбредет в голову вновь попирать неотъемлемые права граждан, можно не сомневаться - Харьков опять поднимется. Ибо революции достоинства оставляют следы не только на страницах учебников истории, но и в сердцах десятков тысяч свободомыслящих людей.

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling