Извините, что говорить я буду не о дерзких и самоотверженных ребятах, которые дерутся на баррикадах, ибо они, как ни цинично это звучит, – лишь необходимый фон, на котором развиваются по-настоящему важные события, определяющие будущее Украины.
1. Характер нынешнего противостояния полностью определяется конкретными политическими факторами, возникшими в последнее время, главным из которых являются ограничения, наложенные на ментов в вопросе применения силы. Их заставляют воевать, фактически, со связанными руками, в ином случае они давно смели бы те немногочисленные силы радикально настроенных молодых людей, которые им противостоят, да и сам Майдан, вероятно, разогнали бы.
2. Ограничения эти проистекают из совершенно конкретных угроз персональных санкций, озвученных в свое время американскими чиновниками и дипломатами. Более того, новое повышение градуса противостояния позволяет Госдепу продолжать действовать в этом направлении. Задача – не просто остановить эскалацию насилия, а усадить за стол переговоров, но уже в совершенно новой реальности, когда власть реально ищет компромиссов, а не насмехается над оппонентами, как это было до сих пор.
3. Следует четко понимать позицию Запада, в особенности, США, в данном вопросе. Все развернувшееся в последнее время идеологическое наступление пропагандонского воинства на тему "а в Европе тоже есть такие законы", также "а в США таких протестующих разогнали бы давно и беспощадно", или "а майданеры нарушают закон" и прочее – разговоры в пользу бедных. Они хороши для внутреннего потребления на постсовке (например, выступлений говорящих голов власти на ток-шоу или трибуне ВР), но никак не для западных людей – как дипломатов и политиков, так и рядовых избирателей. Те слишком ясно, как единственно возможные, понимают базовые принципы демократии и прав человека, чтобы их можно было смутить ссылками на всякие смешные украинские законы.
Так вот. Если в стране миллионы недовольных граждан выходят на мирный протест, а власть применяет против них силу (как в начале декабря) – виновата власть. Если после этого власть не обеспечивает нормальное расследование и наказание виновных за расправу – виновата власть. Если протестующие в течение месяцев стоят на морозе, а власть не ведет с ними переговоров и не пытается учитывать их требования – виновата власть. Если в ответ на мирный протест власть принимает законы, ограничивающие право народа на выступление против нанятого им же, народом, правительства – виновата власть. И повышение градуса протеста в этих условиях – естественный результат, вина за который может возлагаться только на правительство, но никак не на восставшее население. Это базовые принципы, которые не понять совку, но которые несомненны для западного человека. Так что, реакция свободного мира здесь может быть только такой, как мы видим, а не иной. Другой вопрос, ограничивается ли этот мир декларацией на темы морали или готов настоять на своей точке зрения.
4. Единственным отрицательным фактором в этом смысле является сама голубиная политика Обамы, которая разочаровала уже многих друзей США. Но по ряду факторов, которые мы здесь не будем анализировать, Администрация США все же заняла в украинском конфликте довольно решительную позицию, которая и определит, вероятно, итог противостояния.
Не менее важно и то, что заклятый друг украинского президента русфюрер Путин не сможет в ближайшее время оказать тому сколько-нибудь значительную (то есть, "по беспределу") помощь – у него Олимпиада на носу и ее бойкот основными мировыми лидерами (который отчасти уже начался) ему сейчас совершенно не с руки.
5. Следует четко и ясно понимать, что дело сейчас совершенно не в том, удастся ли группе решительной молодежи взять очередной редут по пути к ВР или пернатые вместе с ВВ оттеснят тех обратно за баррикады Майдана. Главное – это праймтаймовая картинка боев, которая является поводом для обоснованного вмешательства в ситуацию мировых лидеров. Жаль, что даже уважаемый мною Гриценко вчера эту ситуацию не просчитал и поспешил от жесткого противостояния дистанциироваться. Между тем, никто из демократических государств, мнение которых в этой ситуации имеет значение, и не собирается осуждать "радикальную молодежь" за столкновения с полицией.
6. Следует ясно понимать, что, до тех пор, пока на стороне восставшего народа нет армии (либо полиции и спецслужб) единственная надежда Майдана – это помощь Запада. Она уже предоставляется – это видно, но в таком случае ни о каком свержении режима не идет. Речь о переговорах, где США и Европа могут очень сильно закулисно усилить позиции оппозиции. Заявления о возможных персональных санкциях вкупе со сливами авторитетным украинским журналистам имен первых "жертв" демонстрируют это отчетливо.
7. На именах следует остановиться отдельно. Если допустить, что вчерашние инсайды Лещенко и М.Гонгадзе правдивы, а не выдают желаемое за действительное, то имеем дело с очень обдуманной и грамотной политикой Госдепа. Первый на заклание – Захарченко. Выбор его кандидатуры демонстрирует однозначное отношение к действиям подчиненных господину министру "сил правопорядка" и дает предупреждение на будущее именно в русле табу на применение силы против мирных людей (речь не о конкретном противостоянии на Грушевского, а о Майдане вообще).
Имена Бондаренко и Олийныка еще более показательны. Связанным с властью предпринимателям и политикам показывают, что силовыми фигурами дело не ограничится. Эти двое, с одной стороны, ясно ассоциируются с поддержкой политики президента (что становится уже небезопасным с точки зрения сохранения забугорных авуаров). С другой – не являются фигурами, влияющими на принятие решений. Это совершенно понятно, ведь применение санкций к "столпам" режима – Клюеву, Ахметову или самому Януковичу неизбежно уменьшит им свободу маневра, загонит в угол и подтолкнет к рискованной попытке пойти "ва-банк", что в планы Запада совершенно не входит.
8. Не следует понимать введение санкций тупо и прямолинейно как просто отказ в визе и арест американской собственности (которой у конкретного персонажа может и не быть). Современное международное законодательство по препятствованию отмыванию средств, нажитых преступным путем, дает возможность США (и не только) широчайшие возможности инициировать расследования по поводу любых авуаров, в отношении происхождения которых у правоохранительных органов страны, подписавшей конвенцию, есть сомнения.
А с информацией у американцев все в порядке. Служба финансовой разведки Минфина США не просто знает все о заграничной собственности украинских политиков, предпринимателей, судей и прокуроров, включая виллы, оформленные на тещ, счета на детей и компании, находящихся в доверительном управлении европейских адвокатов. Она, служба, также не затруднится доказать, что подавляющее количество зарубежных активов перечисленных категорий граждан имеет преступное происхождение – с них, как минимум, не уплатили налоги, а как максимум – средства украли или получили в виде взяток. А все спрятанные за доверенностями секреты сейчас немедленно раскрываются по постановлению суда. Так что, человек, попавший под каток тамошнего правосудия может лишиться своей в поте лица накраденной собственности. Или даже пойдет по стопам Лазоренко.
9.Таким образом, переговоры об изменениях в стране сегодня следует вести не только с Януковичем, а и с депутатами и олигархами ПР. Если нужно – попросить посольства США и Евросоюза в приватном порядке внятно артикулировать каждому его санкционные перспективы. Ситуация может разрешиться в кратчайшие сроки – через, например, срочное переформатирование большинства в парламенте со всеми вытекающими.
10. Все это совершенно не означает, что можно уже что-то праздновать. Я не устану повторять, что нет на свете такого шанса, который нельзя просрать. И мало кто столько раз доказывал справедливость этого тезиса, как украинская оппозиция. Но и поддержка Майдана им необходима осмысленная: ясно чувствовать грань возможного на переговорах. Нельзя, крайне опасно, получить слишком мало, но и требовать отречения власти не стоит: это значит, подтолкнуть Януковича закусить удила – а такое, подчас, дорого обходится.
Но шанс сегодня предоставляется поистине уникальный.