Статьи

Наше завтра

15 октября 2013 16:07

Мы так долго ждали поколения, не жившего при «совке», что не заметили, как ровесники Независимости уже оканчивают учебу в вузах. Родившиеся в первой половине 90-х сегодня составляют 2,5 миллионную армию студентов, которые по идее должны были бы стать авангардом социальных изменений в стране. Юношеский максимализм, жажда справедливости, не желание прогибаться под изменчивый мир всегда делали продвинутую молодежь главной движущей силой всевозможных протестных акций. В теленовостях то и дело можно увидеть, как по миру вспыхивают массовые очаги недовольства учащихся. Украинская новейшая история с ее революцией «на граните» и Майданом-2004, тоже наглядный пример того, как 20-летние способны вершить судьбы страны. Однако, нынешние студенты в основной своей массе неорганизованны, безынициативны, разобщены и по большому счету абсолютно безразличны к будущему своей страны.

Конечно, нельзя стричь всех под одну гребенку, но поскольку Харьков традиционно считается молодежным городом, а в вузах «первой столицы» гранит науки «грызут» более 200 тысяч человек, то происходящие процессы здесь особенно заметны. Поэтому хочу высказать свои соображения о тенденциях, которые не могут не настораживать.

К сожалению, приходится констатировать, что, как явления, студенческого движения в Украине сегодня не существует. Молодые люди не хотят ничего менять, им фактически нечего предложить обществу на уровне идей и смыслов. Аполитичные, инфантильные, усталые от жизни, они из интеллектуальной прослойки превратились в умственный пролетариат, которому лень сдавать сессии и творчески осмысливать происходящее. Для движения вперед у многих из них нет никакой мотивации. Наука в стране абсолютно не востребована, блат и связи решают все, родительский пример, как правило, показывает бесперспективность образования. К тому же всегда есть более легкие пути достижения цели: зачет можно купить, реферат скачать в Интернете, в случае проблем - полюбовно договориться с зав.кафедрой. Работа по специальности давно уже стала советским анахронизмом, а «корочка» диплома не более чем условие для презентабельного резюме. По данным фонда «Демократические инициативы», средний размер взятки за экзамен в украинских вузах составляет 376 грн. Оборот коррупционных средств в университете областного центра с численностью 5 тыс. человек доходит до 2 млн. долл. в год. Три четверти студентов не скрывают, что дают педагогам «на лапу». 43% в принципе лояльно относятся к проявлению коррупции в вузах, считая их нормальным способом решения вопросов и неотъемлемой частью жизни. Стоит ли после этого удивляться, что желающих за 50-100 грн. помахать флажками на митинге под любыми лозунгами всегда находится предостаточно.

Беспринципность, безответственность, не самостоятельность в принятии решений – характерные черты нынешнего студенчества. Таки понятия как честь мундира и корпоративная солидарность давно уже канули в Лету. Конечно, никто не призывает вернуться к временам Бисмарка, когда обладатель шрамов на студенческих дуэлях имел больше шансов на продвижение по службе, чем владелец диплома с отличием. Но стихийные протесты, которые порой возникают в отдельных вузах, так и остаются местечковым событием. Даже всеукраинская кампания по отставке Табачника как-то быстро сошла на нет, а ее активисты имели серьезные неприятности, вплоть до отчисления.

Тема патриотизма это вообще отдельный разговор. Не секрет, что половина студентов больших городов – люди приезжие, которые относятся к месту учебы с психологией варягов. Около 70% учащихся при первой же возможности хотят уехать за рубеж, поскольку не видят перспектив дальнейшей профессиональной реализации в Украине. Понять их вполне можно: европейские вузы сегодня предлагают достойную альтернативу, которая обходится, зачастую, дешевле и качественней отечественных аналогов. Эмиграция, как выход от беспросветности нынешних реалий, становится доминирующим настроением в среде вчерашних школьников. При этом, лелея наполеоновские планы, менее пассивными студенты от того не становятся. Как первая генерация потребительского общества они все также ленивы и не любопытны. Хотят, чтобы им все объяснили, разжевали, написали, а лучше вообще заполнили анкету и отправили на конкурс или стажировку.

Рискну на себя навлечь шквал критики, но смею утверждать, что большинство нынешних студентов представляет собой гнетущее впечатление. Ими легко манипулировать, они в целом безграмотны, оторваны от культурных традиций старших и совершенно равнодушны к происходящему в стране. Зачастую социальная пассивность это даже не их вина, а беда. Поскольку ценностные ориентиры потерянного поколения закладывались в лихие 90-е, а формирование личности припало на эпоху гегемонии социальных сетей.

Если от пенсионеров уже никто не ждет никаких изменений, то общественная инертность двадцатилетних не может не удручать. Студент по своей сути должен быть идеальным двигателем прогресса, зачинщиком перемен и революций в самом широком смысле этого слова. Особенно в молодом государстве, где только вырабатываются определенные модели и стереотипы поведения. Для этого у него есть все необходимые предпосылки. С одной стороны студент юн, нетерпим к проявлениям лицемерия, закостенелости и фальши. Он хочет переделать весь мир под себя, варится в интеллектуальной среде и занимается интеллектуальным трудом. Он готов действовать, имея заряд сил, оптимизма и жизненной энергии. В то же время двадцатилетние еще, как правило, не обременены семьей, грузом обязанностей и прошлых ошибок. Максимализм, коммуникабельность, желание свернуть горы, помноженные на студенческие традиции, могли бы стать мощным толчком к давно назревшим преобразованиям в Украине. При уничтожении среднего класса, обнищании пенсионеров и доведения до рабского состояния бюджетников, рассчитывать на воплощение евроинтеграционных устремлений можно бы было на «завтра» страны, но социальная апатия и не желание брать на себя ответственность превратило студенчество в серую, разобщенную, безликую массу. Она может преданно болеть за «Металлист», но полениться пойти проголосовать за своего кандидата. Возмущаться объединением вузов, но не выйти на акции неповиновения, как это сделали сумские студенты в мае 2004-го. Гневно протестовать Вконтакте против поборов «преподов», но не создавать альтернативные студенческие профсоюзы ради отстаивания своих прав. Время стройотрядов, поездок на целину и комсомольских собраний безвозвратно минуло. На смену им за двадцать лет ничего не пришло, а образовавшийся вакуум расслабил поколение ровесников Независимости, не сумевших создать ничего нового. Им нечего бояться, что за неуспеваемость их отчислят или загребут в армию. На нынешнего студента преподаватель должен молиться, ибо от количества заполненных зачеток зависит его зарплата и будущая научная пенсия.

Возможно, это не так сильно сейчас бросается в глаза, но в свете стратегических перспектив Украины, отсутствие студенчества сегодня едва ли не ключевая общественная проблема. Реальная евроинтеграция без этой 2,5 миллионной армии будет невозможна. Пролетарию нечего сказать. Его запросы примитивны: нужна лишь нормальная заработная плата, адекватные условия труда, понятная идеология и доступные развлечения. Бюргер добавит к этому списку интеллектуальные потребности, семью и школу, возможно религию и высшие ценности. Украинскому бизнесмену любого калибра всегда есть что терять. Поэтому рассчитывать на кардинальные изменения в будущем, кроме как на сегодняшних студентов, в общем-то, не на кого. В том числе и по этой причине «третьему сектору» надо усиленно начинать работать именно с ними. Вопреки прадедушкам ректорам и пугливой профессуре, отсутствию неформальных клубов и креативу самим молодых людей, неповоротливости государственной системы и заскорузлости внутривузовской среды. За редким исключением, университеты сегодня превратились в террариумы единомышленников, заповедники консерватизма и конклавы приспособленчества. Они давно стали национальными, но прекратили быть украинскими, сместили акцент с качества на количество, заменили традиционную автономию на администрирование продажных чинуш из Міносвіти. «Супермаркет» по выдаче дипломов затмил дух новаторства и свободомыслия, вбивая последний гвоздь в крышку гроба советской «образованщины».

Естественно, студенты, выросшие в независимой Украине, все это прекрасно чувствуют. Поэтому в сложившейся ситуации винить нужно не только их. Проблема гораздо глубже. Знаю доподлинно, что в минувшие выходные в некоторых школьных дворах Харькова пылали костры, которым бы позавидовали фашистские идеологи. Так сжигали учебники прошлых лет без грифа МОН, чтобы, не дай Бог, их не обнаружила высокопоставленная столичная комиссия. Учителя погуманнее заставляли старшеклассников разобрать кипы книг по домам, пока не утихнет буря. Но, как по мне, самое страшное во всей этой истории другое. Ни один, я подчеркиваю, ни один директор или учитель полуторамиллионного города не отважился на камеру или на диктофон заявить об этом во всеуслышание. И оттого, что мы трусливо молчим наше завтра становится нашим вчера, а каждое новое поколение продолжает нести на себе печать потерянного.

Владимир ЧИСТИЛИН. Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling