Статьи

О бедном театре замолвите слово...

21 января 2010 11:07

Вы сразу понимаете, включая телевизор, – это сериал, или художественный фильм? Если не чувствуете разницу – можете дальше не читать.

Если ответили «да», то не сможете отрицать, что обязательно задумывались: а почему? И, наверное, хотя бы на подсознательном уровне поняли, что в эти экранные произведения их создателями вложено разное количество творческих и человеческих усилий. И это не упрек сериалам, у них тоже есть свой зритель. Это просто констатация факта. Автомобиль ручной сборки стоит дороже, хотя хозяин конвейера зарабатывает больше. Речь пойдет как раз об этом отличии – понятном, принципиальном и принципиально не замечаемом, глубоком и не очень заметном одновременно.

Кстати, это отличие, мне кажется, находится на очень важном для всего общества уровне – уровне строительства государства. Никак не меньше. Но начинается разговор с простого и понятного – чувствуешь разницу между «Вечерним кварталом» и «Аншлагом»? Почему государство тратит деньги на то, что оно считает культурой, не обращая внимания на то, что тоже – культура? Почему я, налогоплательщик, должен обязательно заплатить за «Гамлета» Жолдака и, только когда сильно захочу, – за «Гамлета» Ладенко? Вы скажете: не хочешь – не ходи. Но при этом я уже заплатил. Из своих налогов. Из государственных денег, которые и мои кровные, между прочим. И не надо иронии.

Это очень похоже на то, как в нашем государстве есть две системы здравоохранения. Одна так и называется, и туда вкладывают мои деньги, а вторая – настоящая, куда я выкладываю из своего кармана, если хочу поправить здоровье. Иначе разве могут существовать две системы аптек – государственная и частная? Или как могут существовать две системы обучения – одна за мои деньги, а вторая – каждый за свои, так называемые «бюджет» и «контракт»? Хотя в конституции нашего государства написано, что и на здравоохранение, и на образование я имею право. Значит, бесплатно? Тогда почему за это берут деньги? Нет, я далек от мысли советовать государству перестать тратить на культуру. Я хочу предложить тратить более разумно! Понимаю, что меня об этом совсем не просят, даже будет значительно лучше, если я не буду соваться со своими советами и пожеланиями (не дай бог, еще и контролировать захочу). И все же...

Вот уже несколько лет я делаю театральный фестиваль «Живи!», совершенно необычный для страны. Фестиваль – полная противоположность официально поддерживаемым форумам. Ни тебе этнографического колорита, ни размаха Куликова поля, ни возможности пиариться для когорты разноцветных мужиков. Фестиваль харьковский, а проходит в Крыму на Тарханкуте. Без зрителей. Участники сами себе и зрители. И не только театралы, но еще и дизайнеры. Театралы показывают, а дизайнеры рисуют плакаты спектаклей. Прямо на фестивале проходит мастер-класс «Голыми руками», т. е. без компьютера. Это профессор Олег Векленко придумал. Поддержал Валерий Гальченко, другие преподаватели Академии дизайна и искусств, а в этом году из Москвы приезжал Николай Шток. Волонтеры из Польши, Голландии, Германии... А потом выставка театральных афиш побывала в Крыму, на Донбассе, и даже в Москве в Доме актера им. Яблочкиной. Получается довольно необычное явление культуры. Получается эдакий фестиваль-лаборатория. Его даже назвали лабораторией оптимизма. Родился он фестивалем негосударственных театров. Потом в процессе развития стал фестивалем «непрофессиональных», а кто-то из киевлян добавил – «живых театров». Вот об этом формате хочется рассказать более подробно.

Собираются из Харькова театр «Тимур», «Театр на Жуках», «Сорванцы». Раньше сказали бы – самодеятельность. И потому ни государство не помогает, ни гор…, ни обл… Я пишу, на самом деле, не только потому, что в декабре в Доме актера состоялась выставка театрального плаката, а потому, что обидно. Помогали частные лица, хотя это, по большому счету, не их дело. Пусть помогали тем явлениям, которые государству не нужны. А этот фестиваль нужен. Хотя… Нужна ли «самоделка» в капитализме?

Во времена Советского Союза существовала целая система, которая называлась самодеятельностью. И пели, и танцевали – бесплатно. Были и искажения, когда за участие в самодеятельности доплачивали выходными, но это когда она становилась культпросветработой… Да, вот написал, и подумал, что молодые не поймут! Поэтому объясняю для непосвященных: была такая жизнь в той стране, что после работы или учебы просто так ходили проводить свободное время, занимаясь тем, что было по душе – петь или фокусы показывать, крестиком вышивать или на сцене выступать. И государство за это платило: готовило специалистов, для которых организация твоего свободного времени была работой, строило здания, которые назывались клубами, где ты после работы… Задолбал? Но так и было. Называлось социализмом, было бесплатным, оказалось загнивающим, развалилось, во многом – заслуженно.

Теперь – другое дело! Теперь вход в клуб бесплатно только девушкам до 23-00, а редкие сохранившиеся очаги культуры сплошь и рядом пестрят объявлениями о сдаче помещения в аренду. При этом нет домов художественной самодеятельности, но сохранились управления культуры. Не понятно, почему мы продолжаем тратить государственные деньги на то, что называется «культурой». Выходит – что называем, на то и тратим. И хорошо еще, если это Муниципальная галерея, а то ведь зачастую просто массовые гуляния на площади (на поле). Уже вроде не загнивающий строй, но некоторые привычки сохранились просто по инерции.

Например, содержание государственных театров. Зачем!? Чтобы сделать народ лучше? Ай, бросьте! Чтобы не упрекнули власть имущих в бескультурье? Ребята, мы же вас не только в лицо знаем! У нас же еще общее прошлое, и вы после третьей поете с нами одни и те же песни! Вы же прагматики до мозга костей, а тут такая бесхозяйственность! Задумайтесь, зачем деньгами сорить? А пусть Барсегян с Осиповым по очереди играют в театре Пушкина, а Сидин, Рудько и другие – в театре Шевченко или театре Юного зрителя. Пусть «Мадригал», «19», «Новая сцена» и другие – хоть и в качестве эксперимента – играют на сцене прославленного «Березиля». Еще посмотрим, кто зрителю больше приглянется, а то, может, и не профессионалы!.. Почему в Доме актеров профессиональные театры зарабатывают себе на хлеб насущный, а в том же кукольном профессиональные актеры жалуются, что их надбавки лишают? Как-то несправедливо, с одной стороны, а с другой стороны – нерационально. Это – государственный театр, а это – не государственный. Он что, хуже? Зачастую – отнюдь. Как и частная аптека, или диплом, полученный по контракту. Часто даже лучше. Так давайте сделаем государственный театр зданием, а не предприятием. Будет, как у Бычко в Доме актера: играет тот, кто хочет, а государство содержит дом, а не труппу. И поддерживает не то, что хочется чиновникам, а то, что хочется гражданам. Зрители рублем проголосуют и поддержат нужное им искусство.
 
P.S. Вы спросите: а как быть с теми, кто по жизни стал не актером, а инженером или учителем, врачом или гегемоном? Им тоже нужно творчество. Хоть и после работы. И зачастую у них получается не менее интересно, чем у профессионалов. Потому что не за зарплату работают, а за интерес. Потому что – живой театр. Потому что не могут молчать. И помогать этому процессу государство обязано, если хочет иметь гражданское общество. А город наш должен помогать потому, что он – не только первая столица, но еще и столица украинского дизайна, и театральный центр страны, судя по количеству негосударственных театров и творческих экспериментов.

Владимир КАКУРИН для Главное™


Хотите первыми узнавать о главных событиях в Украине - подписывайтесь на наш Telegram-канал

ТОП-новости
Последние новости
все новости
Gambling