Еще в советское время моряки шутили: Северный флот (СФ) – Самый Флот, Тихоокеанский (ТФ) – Тоже Флот, Балтийский (БФ) – Бывший Флот, Черноморский (ЧФ) – «Чи Флот, чи не Флот».С тех пор ничего не изменилось. Пожалуй, наоборот, стало гораздо хуже. Это касается как состояния самого флота, так и его стратегического значения для России. Флот заперт, как в банке, в Черном море, и без разрешения Турции – члена НАТО – не может выйти даже в Средиземное море, не говоря уже об открытом океане.
Базирование кораблей в Севастополе, равно как и их число, не является вопросом принципиальным. Так, в акваториях Балтийского и Каспийского морей ВМФ России обходится значительно меньшим количеством боевых кораблей. Скажем, на Каспии, в непосредственной близости от столь непредсказуемого Ирана, РФ считает достаточным держать лишь флотилию.
Россия не пытается увеличить свою эскадру на той же Балтике, невзирая на членство Эстонии, Латвии, Литвы и Польши в НАТО.
Есть все основания полагать, что Российский Черноморский флот как предмет торга со стороны Украины в отношении России имеет ничтожное значение, потому что России здесь флот просто не нужен, да и боеспособность его весьма сомнительна.
Действительно, состояние кораблей Черноморского флота оставляет желать лучшего. Так, самому «молодому» кораблю ЧФ РФ уже идет 19-й год, а большинству прочих посудин – по 30, 40 и более лет. Поговаривают, что большому противолодочному кораблю «Керчь» запрещено выходить в одиночные плавания. В случае возникновения чрезвычайной ситуации с ним кто-то обязательно должен находиться рядом. Ко всему сказанному стоит добавить, что «Керчи» запрещено развивать скорость свыше 20 узлов, хотя на испытаниях он сумел развить и 30-узловой ход.
С 1990 года находилось в ремонте, но сейчас готовится к разрезке на металл в Троицкой бухте судно проекта 1134-Б – «Очаков». Причины утилизации корабля, который ремонтировался на протяжении 20 лет, являются государственной тайной РФ. Такой же тайной стала судьба подводной лодки Б-380, которая стоит в плавдоке ПД-16 в Южной бухте. Хотя слово «стоит» здесь тоже вряд ли уместно. По слухам, субмарина, которая досталась еще от фашистской Германии, после ремонта в доке при попытке спуститься на воду, получила непоправимые повреждения. Таким образом, в составе ЧФ РФ теперь находится лишь одна подлодка.
По информации, выложенной в интернете, тяжелая авария, при которой пострадали 10 моряков, случилась на флагмане ЧФ крейсере «Москва». Там произошел взрыв вспомогательного котла, в результате которого возникло возгорание. Огнем повреждены находившиеся в отсеке механизмы...
А предпосылок к улучшению положения ЧФ РФ пока нет. Миф об убедительной победе российского флота над несколькими катерами Грузии сильно преувеличен. Он рассчитан в основном на среднего обывателя, мало знакомого с флотом и его проблемами. Этот морской «бой» вряд ли войдет, как образцово-показательный, в учебники военно-морских институтов и училищ. Впрочем, правительственные награды «победителям» вручены, а сие значит, что еще не так скоро достоверная информация «кто стрелял и в кого попал» попадет в открытые источники.
Нужно смотреть правде в глаза. Сегодняшняя эскадра, которая базируется в Севастополе, случись вооруженный конфликт, не сможет противостоять кораблям противника. Динамично развиваются флоты Румынии и Болгарии, не говоря уже о мощной турецкой эскадре, постоянно пополняемой новыми современными боевыми кораблями. Они выглядят серьезной силой на фоне «престарелого» российского флота.
Министерство обороны РФ постоянно проводит сокращения личного состава. Как говорят на российском ЧФ, не секрет, что в ближайшее время готовится самое крупное сокращение личного состава после распада СССР. По предварительным подсчетам, будет уволена половина офицеров ВМФ. Никто не скрывает, что сегодня российский флот, а именно его техническая, медицинская, тыловая поддержка, осуществляется гражданскими лицами из числа граждан Украины.
Соглашение о размещении ЧФ на территории Украины в 1997 году было заключено на 20 лет, и предполагается, что оно автоматически будет продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из сторон за один год до окончания срока их действия в письменном виде не уведомит другую сторону об окончании срока действия.
Насколько реально продление соглашения, даже если не брать во внимание однозначно отрицательную позицию украинского МИДа по этому вопросу? Как объяснить более чем странное отношение МО РФ к своему флоту на Черном море?
Похоже, действия МО РФ носят вполне осознанный и разумный характер. Соглашение должно быть выполнено в срок перед лицом мировой общественности, которая внимательно следит за событиями на Крымском полуострове. Но пока есть время до начала вывода, российский флот вносит посильную лепту, влияя на события в этом регионе.
Сама дислокация ЧФ на территории Украины, не создавая конкретную угрозу национальной безопасности Украины, противоречит национальным интересам, создает проблемы в планировании работы МИДа и Министерства обороны Украины. Такими факторами являются:
1. Отсутствие плана-графика вывода ЧФ из Украины.
2. Отсутствие арендной платы Украине за использование ЧФ:
– 20 тыс. га земли – 2,5 млрд долларов США;
– 4590 объектов (2000 неучтенных) – 4 млрд долларов США;
– имущество, оборудование, техника, НГЗ и т. п. – 3,5 млрд долларов США.
Всего за год 10 млрд долларов США.
3. Захват систем навигационно-гидрографического обеспечения Украины, которая является международным ответчиком за них.
4. Отсутствие инвентаризации земли, объектов, имущества, оборудования ЧФ в Украине.
5. Отсутствие полной информации о численности, составе, вооружении, структуре, задачах и т. п. подразделений ЧФ.
6. Расположение разведки ЧФ как самостоятельного органа сбора, обработки, отображения и передачи информации Генеральному штабу РФ для принятия решений и действий, направленных на защиту российских национальных интересов в Украине в политической, экономической, социальной, информационной, военной и т. п. сферах. Размещение специальных подразделений диверсионно-разведывательных групп (ДРГ), судов, прокуратуры ЧФ РФ для выполнения задач.
7. Получение военнослужащими ЧФ – гражданами РФ через 5 лет службы в Севастополе жилья в Крыму, Севастополе, гражданства Украины и украинской пенсии, т.е. двойное гражданство.
8. Пользование военнослужащими ЧФ всеми льготами военнослужащих ВМСУ в Севастополе, причем, получая зарплату в 2 раза больше, чем офицеры ВМСУ.
9. Несовершенная таможенная служба, которая дает возможность пересечения границы кораблями и самолетами без контроля.
10. Расположение в Украине самолетов ЧФ, которые являются носителями ядерного оружия.
11. Использование символики РФ, СМИ, агитации и пропаганды против Украины подразделениями ЧФ.
Геннадий НИКОЛАЕВ. Главное™