Наиболее значимые «религиозные драки» в нашей стране происходят внутри православного мира — между ПЦУ и УПЦ. С католиками украинское православие «воюет» значительно меньше, с протестантами — ещё меньше (но это всё — внутрихристианские отношения), а чем дальше религия от христианства, тем меньше с ней «идеологическая борьба», так что с исламом, например, таковой нет вообще.
Я вовсе не за «религиозные войны»: наоборот, я считаю, что разные религии это разные ключи от одной и той же двери, и к «далёкому» от православия протестантизму я ещё вернусь.
Мне лишь непонятна ситуация, в которой, как сейчас, чем ближе конфессия, тем больше её неприятие, а уж склоки внутри одной и той же конфессии — неприятны и подавно.
Не поделили паству?
Аналогично политикам, которые в борьбе за электорат больше воюют против «почти своих» (отбирающих потенциальные голоса), чем против «явно чужих»?
Аналогично странам, которые воюют с соседями — потому как они рядом и «есть что делить»? (Кстати, «ПРЕВЕД [от] МЕДВЕД» был на днях получен примерно в том же интонационном ключе, в каком некогда запорожцы писали турецкому султану.)
Вторжение же политики в религию, которым всё это сопровождается, и политике не помогает, и конфессиям наносит ущерб: победителей тут нет и не будет.
«Зачем эта дорога, если она не ведёт к Храму?» — говорилось в конце знаменитого фильма «Покаяние». Ну а когда Храмы пытаются заставить воевать между собой (используя/охаивая, между делом, в своих целях даже Вселенского патриарха)— это и вовсе дикость.
«Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; И если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот» (Мк 24–25).
И уж Томос не должен быть предметом ни политической торговли, ни ненависти.
Религия должна вести к Богу, а не разделяться внутри себя — ни по политическим мотивам, ни по мировоззренческим, она должны не делить, а пытаться объединить, сея не рознь, а мудрость.
Я не отношусь как-то однозначно к Кальвину (напомню: кальвинизм — ветвь протестантизма, который, в свою очередь, — ветвь христианства), у него есть с чем спорить, но в кратком извлечении из его огромного трактата «Наставление в христианской вере», а называется такое извлечение «О христианской жизни» (её главы I–V это главы VI–X книги III Наставления), сложно найти что-то неправильное, неподобающее, враждебное. Напротив: это то, с чего следовало бы начинать приобщение к Вере, наряду с первоисточником — Библией, краткий вариант которой я уже описывал (и в которой, кстати, с учётом «рекомендации от Кальвина» надо бы включить дополнительно Бытие 22.1–22.13).
Христианство не должно воевать с христианством, и уж тем более — православие не должно воевать с православием. Хотя почему «тем более»? Здесь никакие войны недопустимы в равной степени.
И у классиков протестантизма, и у Папы Бенедикта XVI, и у греко-католика Любомира Гузара, и у «православного экумениста» Александра Меня, с которого начиналось возрождение христианства в СССР, и у многих, очень многих других мыслителей-проповедников есть огромное количество умных и полезных трудов. Просто всё прочитать — не хватит жизни.
А на внутренние свары — хватает?