Не правда ли, мы часто задумываемся над тем, что же на самом деле происходит с нашей планетой и человечеством? В самом ли деле увеличилось количество катастроф, природных катаклизмов? А, может, это просто результат невероятного развития телекоммуникаций? И любая, самая невероятная информация, поступает за считанные секунды с маленького атолла в океане и с бескрайних просторов Арктики. Поток информации заставляет задуматься, что жизнь человека обесценивается, и смерть стала обыденной. Все чаще люди гибнут не от природных катаклизмов. Причиной смерти становится невнимание и безразличие окружающих.
Представленная информация извлечена из бездонных кладовых интернета. Этот файл – еще один памятник человеческой жестокости и безразличия к судьбе ближнего.
В январе прошлого года молодой москвич Тарас Шугаев в пьяном виде вышел из бильярдной, а, проснувшись, обнаружил, что находится внутри движущейся мусороуборочной машины, которая перемалывает мусор медленно вращающимися лезвиями. В течение 23 минут, согласно расшифровке его звонков по мобильному телефону в московскую службу спасения, он говорил о том, что его сейчас раздавит в лепешку, и умолял помочь. Однако операторы лишь советовали ему дать сигнал водителю, постучав в водительскую кабину. Никаких активных действий не было предпринято и службами московской милиции, которая, по словам одного из спасателей, восприняла сообщение как глупую шутку. Говорят, что диспетчер милиции тогда спросил: «Вы что, находитесь в шутливом настроении, чтобы звонить нам в 6 утра по такому бредовому поводу?»
К моменту своего четвертого звонка спасателям Шугаев потерял всякую надежду на спасение. Его последними записанными на пленку словами были: «Я задыхаюсь. Это все...» Милиция откликнулась лишь спустя сутки после того, как семья Шугаева объявила его в розыск, и составила картину из записей телефонных переговоров.
Нужно ли искать виноватых среди тех, кто не среагировал на телефонный звонок? Безусловно, нужно.
В какой степени они виноваты? Вина их абсолютна – как с точки зрения невыполнения того, что предписано функциональными обязанностями, так и с точки зрения человеческой морали. Но давайте копнем глубже. Как эти люди попали на работу? По каким критериям они отбирались, и, вообще, как мы можем быть уверены, что такого больше не произойдет?
Уверен, кандидаты на службу в правоохранительные органы, МЧС, Службу спасения проходят непростой отбор. У них отличное здоровье, великолепные анкетные данные и профессиональные навыки. Но станет ли такой человек рисковать собственной жизнью, если нужно будет заслонить собой кого-то от пули преступника, войти в горящий дом, броситься в студеную речную воду? Где гарантия, что примитивная лень не помешает выехать к потерпевшему?
Ответить сложно. Мы признали неверными основы морального кодекса строителя коммунизма, но так и не повернулись лицом к Богу. Мы так и не начали культивировать основы христианской морали. Наши руководители стали ходить в церковь, но делают это, скорее, из чувства солидарности с товарищами по партии, т. е. так, как ходят в фитнесс-клуб или на боулинг.
Мы стали возрождать разрушенные храмы, но, наряду со златоглавыми христианскими святынями, стали появляться сектантские храмы, миссионерские представительства, цель которых непонятна. Хотя в странах Запада, где они уже давно обосновались, правоохранительные органы уверены, что основа их деятельности далеко не духовная, а скорее экономическая.
Наше либеральное законодательство развязало руки не только последователям малознакомых в Украине иностранных псевдорелигиозных организаций, но и другим «ловцам душ человеческих». Не надо быть провидцем, чтобы предположить, что в скором времени зашевелятся и вылезут из подполья и другие секты, водящие под бубен хороводы, или те, кто ходит в дома к одиноким старушкам с одной целью – сделать свою организацию богаче, обманом отобрав квартиру. Все вернется на «круги своя», и ситуация будет такой же, как в начале 90-х прошлого века, когда в нашу страну хлынули сотни «проповедников» и «представителей нетрадиционных религий», то есть жуликов и шарлатанов, а также – как поганки после дождя – вылезли доморощенные «пророки» и «спасители». Вспомним хотя бы «Аум Сенрике», деструктивную террористическую секту, деятельность которой активно рекламировалась по ТВ. Или печально известное «Белое братство»... Да и сейчас у нас хватает «анастасийцев-кедрозвонов» и последователей бывшего милиционера Торопа – Виссариона...
Точной статистики количества сект в Украине нет. Целенаправленный мониторинг их деятельности не ведется. Однако повод беспокоиться есть.
Есть повод беспокоиться и потому, что вопросами строительства новых храмов занимаются люди, которые далеки от православия. Что ими движет, когда, не согласовав вопрос с территориальной громадой и православной общиной города, они принимают волюнтаристское решение о возведении храма на месте бывшего кладбища, в непосредственной близости от областных управлений милиции и СБУ? Может, здесь тоже чистая экономика и никакой духовности?
Может, храм станет клубом по интересам для тех, кто сидит неподалеку в банковских офисах, или для тех, кто проезжает мимо в «Ягуарах» и «Бентли»? Пробьются ли к алтарю те, кто приедет в престольный праздник с Салтовки, Залютино, Диканевки? Пропустит ли их могучая охрана мимо череды припаркованных у храма иномарок?
Геннадий НИКОЛАЕВ. Главное™