С 15 марта 2018 года украинцы не смогут быстро похоронить умершего, пусть даже человек умер собственной смертью. Похоронная процедура существенно усложнится — в связи с недавними “поправками Лозового” (поправка 109 Андрея Лозового, которая вносит изменения в ст. 242 КПК Украины, “Основания и порядок проведения экспертизы”).
Раньше если человек умирал в больнице, его тело передавали в больничный морг, и после вскрытия тела врачом-патологоанатомом родственникам выдавалось врачебное свидетельство о смерти и справку о причине смерти. Если смерть наступала за пределами больницы, вызывалась скорая помощь, и врач, обязательно сообщив в полицию, определял — есть ли признаки или подозрения в насильственной смерти. Если нет — констатировалась смерть и участковый врач выдавал врачебное свидетельство о смерти и справку о причине смерти. Если признаки или подозрения в насильственной смерти были, врачи и полиция направляли тело в морг для проведения судебно-медицинского вскрытия для окончательного выяснения причин смерти. В целом, процедура при смерти человека дома была формальной, а от вызова скорой до возвращения тела родственникам в среднем проходило 2-3 дня.
Теперь же время до похорон может составлять несколько недель.
Во-первых, следователям запретили самостоятельно назначать экспертизу. Они должны будут сначала согласовывать это с прокурором, а затем обратиться за разрешением на проведение экспертизы в суд. Это не только создает неудобства близким умершего, но и генерирует дополнительный завал в судебной системе.
Закон (Ч. 3 ст. 244 УПК) разрешает судьям отвечать на ходатайство в течение пяти суток (120 часов). Возможно, именно столько придется ждать экспертизу.
В отдельных случаях это может быть даже больше, чем 5 суток, — из-за перегрузки судов.
Рассмотрение ходатайств будет затягиваться еще и из-за того, что такое постановление может выдать не каждый суд, а только тот, где зарегистрировано юридическое лицо органа досудебного расследования (Главное управление Национальной полиции в области). Отдельные суды окажутся критически перегруженными. Например, в Киеве уже на грани коллапса Шевченковский районный суд (поскольку именно в этом районе находится Главное управление Нацполиции). Фактически, там уже не рассматриваются вообще никакие другие дела, кроме полицейских ходатайств. А так быть не должно.
По традиции постсоветского пространства, наверняка будут задержки и если дело пришлось на выходные.
С одной стороны, как и раньше, экспертиза, по закону, проводится только при подозрении на насильственную смерть. Но чтобы перестраховаться, следователь будет назначать экспертизу практически во всех случаях (за исключением уж самых очевидных: если человек очень пожилой, если умер дома и до этого долго болел — и находился под диспансерным наблюдением). Если человек умер вне дома или на диспансерном учете не состоял — экспертиза необходима.
Перегруженными окажутся не только суды, но и морги. Ежедневно в Украине умирают чуть менее двух тысяч человек. Многие уже паникуют, что морги попросту откажутся принимать тела. Я думаю, что принимать будут — но с условием оплаты морозильной камеры, если тело находится там больше суток. А мы уже понимаем, что это больше суток — до постановления суда и назначения даты экспертизы, поэтому морг может вылиться для близких в серьезные суммы (сутки — 350 грн.).
И тут мы приходим к созданию очередного, образно говоря, “коррупционного синдиката”, наживающегося на смерти людей. Люди будут готовы на все, лишь бы ускорить захоронение. Для ускорения похорон в лучших традициях постсоветского пространства станут давать взятки судьям, экспертам, патологоанатомам. А те вряд ли будут отказываться от возможности заработать — да простят мне мой реализм.
Выходом из этой проблемы должно стать внесение изменений в УПК: необходимо либо вернуть прежний порядок, либо хотя бы дать возможность рассматривать ходатайство тому суду, в территориальной юрисдикции которого расследуется дело. Но, насколько я знаю, пока Рада не планирует рассматривать такие изменения.
Как действовать, если случилось несчастье?
К сожалению, универсального рецепта — как ускорить работу этих органов — нет. Но я уверен, что в большинстве случаев дело будет затягиваться не потому, что следователь или судья “плохой” или “ему все равно” — а потому что они объективно будут перегружены. Постарайтесь выдохнуть и подумать, что сейчас у того же следователя могут находиться дела еще пары десятков семей в тех же обстоятельствах, что и вы.
Подача жалоб и беспрерывные звонки в этих случаях скорее приведут к обратному результату. Поэтому как бы вы не хотели ускорить процесс, на бюрократические процедуры в среднем уйдёт минимум неделя.
В случае, если каноны религии, которую вы исповедуете, предписывают захоронить тело как можно быстрее, — постарайтесь спокойно объяснить это следователю и попросить его передать эту же информацию в суд.
Поэтому остается только брать себя в руки. А гражданским активистам и лоббистам я искренне рекомендую использовать законные способы влияния на Раду — для принятия поправок, которые вернут эту ситуацию к человеческим нормам.