В Харькове открыли концертный зал новой современной филармонии. Это супер, это очень здорово!
Харьков всегда был музыкальным городом со своей довольно доброжелательной, но и требовательной публикой. С нетерпением жду начала сезона. А пока, думаю, стоит вспомнить добрым словом ту, старую, что была на Сумской. А потом, когда здание снесли, переехала в старый оперный.
Я начал ходить в ту, на Сумской, во второй половине семидесятых. И не столько на большие симфонические концерты, сколько на камерные ансамбли и выступления чтецов – Александры Лесниковой, Сергея Юрского, который часто приезжал в Харьков.
Запомнилась встреча с композитором Микаэлом Таривердиевым, который не только пел и играл, но и много рассказывал о своей работе над песнями к фильму "С легким паром…" – как невыносимо трудно было заставить Аллу Пугачеву петь так, как нужно было автору, а не так, как хотела она. Часто звучало слово "индивидуальность". Я набрался наглости и спросил, как он понимает – что такое "индивидуальность"? Таривердиев не стал заморачиваться и послал меня… Но не туда, куда вы могли подумать, а к учителю литературы 🙂
Одна из моих попыток прорваться на концерт Сергея Юрского чуть было не закончилась приводом в милицию – тогдашний директор филармонии, довольно неприятный тип в очочках и с бородкой – вылитый Троцкий, только моложе – сдал меня сержанту. Но сержант оказался нормальным парнем и все закончилось мирно.
Очень запомнилось выступление совершенно сказочного ансамбля средневековой музыки из Таллина – Hortus Musicus. Мало того, что они играли на оригинальных средневековых инструментах, так еще и одеты были соответственно. Они и сейчас выступают – посмотрите в ютюбе, не пожалеете!
В конце семидесятых очень часто давал концерты симфонический оркестр, которым руководил в те годы Вахтанг Жордания – бывало до 100 концертов в год!
Через много лет, когда Жордания стал американцем и уже лет 20 прожил в Америке, он приехал в Харьков, и мне довелось в ОЧАГе учить его американских детей – Марию и Дмитрия. Мария немного говорила по-русски, Дмитрий нет.
На вопрос: "Чем занимается твой отец?" Дмитрий отвечал: My father is conductor! Так наши пионеры узнали, что conductor – это не кондуктор в трамвае, а дирижер 🙂
К концу учебного года Мария и Дмитрий вполне освоились. Мы подружились. Где-то в конце мая, кажется, 2003 года, Мария пригласила меня на концерт, который давал Вахтанг в зале филармонии старого оперного. Это был совершенно великолепный концерт! Но, к сожалению, последний в Харькове. Жордания вернулся в Штаты и умер от рака в 2005 г. в возрасте 62 лет. Очень жаль – яркий, талантливый и светлый человек был Вахтанг Георгиевич.
От Марии я узнал, что их родственником был Ной Жордания – Председатель правительства Грузинской демократической республики в 1918 – 1920 гг., известный меньшевик. С ним однажды подрался, если не ошибаюсь, Серго Орджоникидзе, за что получил нагоняй от Ленина, обозвавшего пламенного Серго "держимордой и великорусским шовинистом".
Любопытно, что внучка Ноя Жордания – Николь — супруга А. М. Квиташвили, бывшего министра здравоохранения Грузии и Украины. А племянница – Нина Теймуразовна Гегечкори, была замужем за Л. П. Берия. Вот такие головокружительные родственные связи…
Из запомнившихся ярких событий в относительно недавние годы — два фестиваля камерной музыки, которые организовал замечательный скрипач Валерий Соколов. Особенно запомнился первый из этих фестивалей. Он начинался в органном зале, а продолжался в старом оперном. Было забавно видеть Кернеса с Добкиным, которые, ничуть не смущаясь, пробирались в первые ряды уже когда начался концерт. Но они тогда довольно крупно вложились финансами – видимо, кто-то рассказал им, что это круто, быть меценатами! Правда, были ими они очень недолго.
По составу участников, по оригинальному авангардному репертуару, это было событие европейского уровня. Программу великолепно вел пианист и музыковед Игорь Приходько (Igor Prykhodko). Жаль, что эти фестивали не стали традицией по банальной причине – нехватки денег…
На сцене этой "оперной" филармонии часто выступали наши дети – наши ученики, которые одновременно учились и в музыкальных школах. Среди них – и моя младшая дочь-альтистка. Сейчас она учится за пределами Украины. Недавно я с радостью узнал, что она очень хочет вернуться в Харьков и, надеюсь, еще не раз выступит на сцене уже новой харьковской филармонии.
Интересно, кто еще помнит эту старую филармонию на Сумской? Что вы там слушали, что запомнилось? Что запомнилось из концертов в филармонии в старом оперном? Делитесь, пожалуйста, интересно ведь!